В правительстве озаботились реализацией инфраструктурных проектов, которые призваны якобы увеличить объёмы строительства жилых домов, больниц, школ, спортивных сооружений и дорог, обеспечить обновление жилищно-коммунального хозяйства. Всё это, как утверждается, даст дополнительный импульс экономике субъектов Российской Федерации.
Вполне благие намерения. Но всё дело в том, что финансировать эту работу будут за счёт инфраструктурных бюджетных кредитов и инфраструктурных облигаций. В ближайшие два года регионы получат порядка 500 млрд рублей через бюджетные кредиты. Они будут выдаваться на срок не менее 15 лет по ставке не выше 3%. Кроме того, в течение четырёх лет планируется привлечь 150 млрд рублей за счёт облигаций. Это позволит обеспечить предоставление льготных инфраструктурных займов под 4% сроком до 15 лет, а по отдельным проектам — до 30 лет.
Самые большие лимиты предназначены для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, на которые приходятся около четверти всех инфраструктурных кредитов. На эти субъекты приходится более 17% населения России. Вместе с Краснодарским краем и Ростовской областью они получат около трети всех лимитов.
При этом меньше всего лимитов получат Чукотка, Ненецкий автономный округ и Хакасия. А Мордовия, которая имеет самое высокое отношение общего госдолга к собственным доходам (195%), вообще не получит кредит.
Так вполне серьёзно заявляет правительство, полагая, что 500 миллиардов рублей – это бешеные деньги для заявленных целей.
Давайте разберёмся, что это за средства и что на них можно сделать. Если вычесть треть из 500 миллиардов рублей, которую получат наши крупные регионы, а оставшуюся часть разделить на 80 субъектов поровну, то получим по 1,8 млрд рублей на регион в год. На это можно построить 37 км однополосной дороги, или 2 школы, или 600 квартир — и всё!
А ведь замахнулись на строительство и новых жилых домов, и больниц, и школ, и спортивных сооружений, и дорог. Правда, ещё за счёт продажи облигаций можно будет получить около 400 миллионов рублей на каждый субъект Федерации, но это под вопросом. Минфин отметил, что распределение лимитов осуществлено пропорционально численности населения. На этот основной параметр были добавлены два коэффициента: общая долговая нагрузка с учётом объёма государственного долга региона на 1 января 2021 года и стоимость фиксированного набора товаров и услуг в регионе по отношению к среднему по России.
Эти критерии говорят о том, что самые бедные регионы так и останутся бедными и никогда из нищеты не вылезут. И помощи им ждать не придётся. Тем более что согласно принятому правительством постановлению регионы обязаны привлекать денежные средства в инфраструктурные проекты: «Объём привлекаемых внебюджетных средств, который не должен быть меньше бюджетного кредита, и объём будущих дополнительных налоговых доходов, который не должен быть меньше расходов на обслуживание и возврат кредита в течение 15 лет». Также должно быть создано определённое число новых рабочих мест на каждый 1 миллион рублей кредита и произведена оценка градостроительного потенциала территории.
Это по факту означает, что на инфраструктурных проектах поставлен крест. Такой возможности просто нет в депрессивных регионах, а в России большинство регионов — депрессивные. Иными словами, развивать будут опять Москву, Питер и области вокруг них, ну и, может быть, Ростов-на-Дону и Красноярск.
Очевидная показуха! Заявили о национальных проектах, но денег на них не дали. Теперь начали фантазировать насчёт привлечённых средств, но не сказали, как и от кого их привлекать. 500 миллиардов рублей на национальные проекты — это крохотные средства, да ещё в кредит, да ещё под проценты, да ещё под условия, как будто это какая-то личная программа губернаторов, а не государственный проект.
Между тем в Фонд национального благосостояния закачаны почти 14 триллионов бюджетных средств — бери, осуществляй нацпроекты. Но не берут, не дают — копят!
На какие цели копят? Ни на какие! Их отправляют своим хозяевам за границу! А России хватит и 500 млрд рублей, пусть живёт на минимуме! Около 40 млрд пойдут на опережающее строительство скоростной автомагистрали М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань. Она станет частью транспортного коридора между европейской частью России и Китаем.
Ещё свыше 11 млрд направят 20 субъектам Российской Федерации на дороги регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе на участок Екатеринбургской кольцевой автодороги. А 3 млрд пойдут на реализацию первого этапа строительства скоростной широтной магистрали в Санкт-Петербурге. За счёт этих средств будет обеспечено сооружение Витебской развязки. Да ещё правительство продолжит работу по расчистке акваторий от затонувших судов.
Строительство морских и наземных дорог — это хорошо! Но почему только дорог? Чтобы ускорить вывоз из России природных ресурсов? Почему нет проектов развития экономики? Почему нет заявленного импортозамещения? Для этого надо десятками строить заводы и фабрики, но их нет даже в планах! Собрались идти в пятёрку самых развитых стран, но с чем? С малым бизнесом? С продавцами, охранниками и таксистами? С разрушенным образованием и уничтоженным здравоохранением?
Ельцин, Путин, Медведев, Мишустин — это только изобретатели закамуфлированных «перестроек», «реформ», «национальных проектов» и прочей дребедени, за привлекательной вывеской которых кроются только разграбление, уничтожение и ликвидация страны.
Уже очевидно, что национальные проекты реализованы не будут, и сегодня просто создаётся видимость какой-то работы над ними. Уже подтягивают фальшивые показатели прожиточного минимума, чтобы сократить число бедных, научатся дороги измерять килограммами, а школы и больницы — километрами. Так, глядишь, и заслужишь благодарность президента за выполнение национальных проектов, к которым, в сущности, не приступали!