16 мая врио губернатора Астраханской области Сергей Морозов в первый (а может, и в последний) раз отчитывался перед областной думой о результатах деятельности своего правительства.
«Кое-что получается»
Представители депутатских фракций задали ему свои вопросы, ни на один из которых временно исполняющий обязанности главы региона не смог ответить внятно и чётко, переадресовав их своим министрам.
Сразу после краткого отчёта об успехах в развитии области и планах её созидательного развития Морозов получил вопрос в лоб от депутата Елены Шеиной. Она сослалась на выступление президента Путина в Ахтубинске, в котором он констатировал, что рост в промышленности и сельском хозяйстве слабо сказывается на реальных доходах жителей области.
«Бюджет региона за два года вырос с 30 до 50 миллиардов рублей, при этом доходы населения снизились на 24 процента, - продолжила депутат. - Предложения по восстановлению льгот отклонены, а многодетным семьям предложено искать жильё за 200 тысяч рублей. Почему астраханские власти выступают против политики президента по преодолению бедности?»
Будучи явно неготовым к такому напору, Морозов счёл вопрос «некорректным».
«Как мы можем выступать против поручений и указов президента? Мы все вместе работаем, наращиваем наши бюджетные возможности. И вы видите, у нас кое-что получается. В ближайшее время мы будем расширять социальный пакет, так что внимательно следите за нашей работой», - ответил врио.
В общем, всё будет хорошо, надо только подождать.
Но это было только начало. Депутат Евгений Дунаев задал политический вопрос, интересующий все партии: будет ли поддержано предложение главы ЦИКа Памфиловой о снижении муниципального фильтра с семи процентов до пяти?
Вопрос, который неоднократно поднимался и на региональном, и на федеральном уровнях, Морозову оказался совершенно неинтересен.
«Да мне как-то… безразлично», - был ответ. Однако, неудивительно: ему, в случае выдвижения кандидатом в губернаторы, подписи соберут без труда и даже, при необходимости, с запасом – чтобы другим претендентам не досталось.
Депутат Тимофей Щербаков поинтересовался, когда изменится кадровая политика – ведь несмотря на смену власти в регионе, на высоких постах сидят прежние чиновники, давно уже себя дискредитировавшие.
Морозов, вспомнив старую сталинскую истину о том, что кадры решают всё, опять-таки прямо на вопрос не ответил, но взял на себя ответственность за кадровую политику: «Если я кого-то назначил, за это отвечу». А кто ответит за тех, кого назначили ещё до Морозова?
Ответ, скажем так, в духе какого-то «пацанского» разговора, а не политического диалога.
Впрочем, оказалось, в «папке» Морозова есть некий проект «Губернаторский резерв», и уже каждое министерство подготовило перечень вакантных должностей.
«И я работаю над тем, чтобы у каждого активного, компетентного гражданина, не только в нашей области, была возможность прийти на работу», - заверил временный глава региона.
Поживём – увидим.
После этой небольшой разминки Морозов принял на себя удар коммунистов.
«У меня просьба и пожелание от всех жителей Астраханской области, - сказала в своём выступлении депутат от КПРФ Татьяна Тетерятникова. - Есть большая необходимость приобрести так называемый ПЭТ-сканер (позитронно-эмиссионная томография – прим. ред.). Это оборудование, позволяет на ранних стадиях выявлять любое онкологическое заболевание. А от них, как известно, умирают тысячи астраханцев.
Второй вопрос касался газификации области. В домах жителей севера области голубого топлива по-прежнему нет.
«Когда в Ахтубинский район придёт газ?» - поинтересовалась депутат-коммунист Тетерятникова. И нормально ли, что подключение одного домовладения составляет как минимум 100 тысяч рублей?
«Недавно запускали ветку в Петропавловке. Там очень активно идёт газификация, - начал не сильно, видимо, разбирающийся в географии области Морозов. - Общались с жителями. Конечно, есть проблемы. На уровне главы муниципалитета Ахтубинска есть возможность этот процесс регулировать. Я дал поручение рассмотреть возможность, чтобы больше было участников на этом рынке».
В общем, ответил, но о чём – непонятно. Какие участники? Какой рынок? У газовиков монополия, как минимум, на монтаж сетей.
Вопрос о ПЭТ Морозов переадресовал и.о. министра здравоохранения Ольге Гребнёвой:
«ПЭТ-центр у нас будет функционировать в этом году. Мы его уже открываем. Это инвестпроект. Его осуществляет компания «Медиа Инвест Групп». Уже сейчас выделен участок, мы передали его в оперативную собственность. В сентябре-октябре наладится у нас работа».
А вот это один из немногих ответов по существу, правда, не от самого временного губернатора.
Для Морозова мы чужие
Заместитель руководителя фракции КПРФ Иван Иванов задал вопрос о том, когда же, наконец, «дети войны» получат официальный юридический статус, а значит и официальное признание своих заслуг. Недавно внесены изменения в социальный кодекс, касающиеся денежных выплат данной категории, но они охватят чуть более тысячи человек, да и о статусе речи не идёт. А ведь категория «дети войны» включает в себя около 65 тысяч астраханцев. Но все предложения оппозиционных фракций на этот счёт были отклонены.
Морозову не понравилось понятие «оппозиционные»: «У нас все партии – наши». Ох, лукавит врио насчёт «всех наших», иначе коммунистам не пришлось бы столкнуться с непреодолимыми препятствиями при попытке провести отдельные первомайские мероприятия.
А ответ он переадресовал своему представителю Виктории Гурьяновой, которая, как известно, за словом в карман не полезет и ответит на любой вопрос за любого губернатора:
«Для определения статуса «детей войны» должен быть принят федеральный закон… Только в пяти регионах есть попытка определить статус правового положения этой категории граждан отдельными законами. Но у нас с вами в законе областном «О мерах социальной поддержки…», где предусмотрены меры социальной поддержки для 29 категорий граждан. Ни для одной из этих категорий такого понятия, как «правовой статус», не существует… Мы в общественной полемике и предусмотрели непротиворечивую редакцию… А термин «дети войны» – это, наверное, общепризнанная терминология, которую мы с вами используем».
Иными словами, кроме подачек размером в 300 и 400 рублей «дети войны» (да и то – каждый 65-й из них) ничего не получат.
Руководитель фракции КПРФ Виктор Вострецов высказал ряд пожеланий и предложений:
«Мы с вами имеем валовый региональный продукт почти 500 миллиардов рублей, налоговые сборы около 130 миллиардов рублей. А в казну региональную поступает лишь 26 процентов налоговых сборов… Это самый низкий показатель по Южному федеральному округу. Поэтому есть пожелание: установить конкретные цифры доходов и сборов, которые должны поступать в регион в обязательном порядке. И вообще по бюджету необходимо добиваться принятия определённых нормативных документов, по которым мы могли бы планово просчитывать свой бюджет.
Второе пожелание. Мы с вами вкладываем инвестиции, приглашаем сюда инвесторов, пытаемся что-то создать, например, открытую экономическую зону «Лотос». Пять лет мы вкладываем туда деньги. Но ни копейки мы от них не получили, а льготы дали. Надо перевернуть эту страничку и решить вопрос с этой экономической зоной. А все деньги, которые необходимо туда направлять, направить на развитие промышленности области. Я считаю, что инвестиции надо вкладывать в наши, родные, предприятия, находящиеся на территории Астраханской области и принадлежащие астраханцам. У нас работало более 114 предприятий с численностью рабочих более 1000 человек на каждом. Практически все они закрыты, ликвидированы или влачат жалкое существование. Только в прошлом году закрыли заводы: станкостроительный и «Красные Баррикады». В городе закрыты три хлебозавода и булочно-кондитерский комбинат. Сейчас прекращает свою работу и Астраханский мелькомбинат. Многие предприятия имеют всю необходимую инфраструктуру и при оказании им необходимой финансовой поддержки они решат вопрос об увеличении числа рабочих мест, занятости населения и пополнения областного бюджета.
И последнее. Мы понимаем, что вы назначены на свою должность президентом, что вы идёте на выборы самовыдвиженцем. Но мы предлагаем, чтобы мнения всех фракций, а не только «Единой России», тоже учитывались.
К вам трижды обращался секретарь ЦК КПРФ, член Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономическому развитию Арефьев Николай Васильевич. Но вы так и не нашли время встретиться с ним. Или ваша администрация посчитала эту встречу нецелесообразной.
Мы предлагаем проводить регулярные встречи руководителей фракций с губернатором. И организовать всё-таки встречи с представителями различных общественных организаций, а не только тех, что созданы исполнительной властью или «Единой Россией». В том числе с руководителем организации «Дети войны» Усовым Владимиром Дмитриевичем, с которым вы лично обещали встретиться ещё в марте.
Если мы всё это сделаем, то жизнь у нас наладится, и будем конструктивно работать».
Временный губернатор долго вспоминал, кто такой Усов, искренне удивлялся, почему тот не попал на приём, и клятвенно заверил, что встретится со всеми – и с фракциями, и с представителем «детей войны». А обещанного в России, как известно, три года ждут…