На пленарном заседании Думы Астраханской области, состоявшемся 29 октября, было рассмотрено более 30 вопросов.
Главной интригой последних недель перед заседанием был вопрос об отмене ряда льгот, существующих сегодня для различных категорий граждан. В их числе ветераны боевых действий в Чеченской республике, Дагестане, Осетии; члены семей, погибших при исполнении обязанностей военной службы; пенсионеры, которые имеют почётные грамоты, благодарности, звание «Ударник коммунистического труда», пенсионеры, имеющие общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. По законопроекту, внесенному губернатором Жилкиным, лишатся льгот сельские работники культуры, физкультуры, социальные работники, специалисты государственной ветеринарной службы.
Общественный резонанс по этому вопросу вынудил губернатора отказаться от рассмотрения данного законопроекта в облдуме 29 октября, но не отказаться от него в принципе. Депутаты вернутся к нему, скорее всего, при рассмотрении проекта бюджета на будущий год.
***
Депутаты же решили найти иные источники пополнения бюджета: ввести повышенные ставки транспортного налога, отказаться от компенсационных выплат депутатам, сократить расходы, связанные с исполнением наказов избирателей и предоставить право заместителям председателя ДАО осуществлять свои полномочия без отрыва от основной деятельности, а не на профессиональной основе (если на то будет их желание). Последние три законопроекта внесли председатель ДАО А.Б. Клыканов и его замы А.И. Алмаев и И.В. Родненко.
***
Законопроект «О транспортном налоге», согласно которому должны были быть увеличены налоговые ставки на все автомобили, вызвал бурю обсуждений.
Руководитель фракции КПРФ в Думе А. Кочков заявил, что повышение налога коснется не только личного транспорта, но и грузовиков и автобусов. «Я считаю, что заявления минфина, что повышение налога рядовых граждан не коснется - это не совсем правда. Автобусы - это общественный транспорт, межмуниципальные и межрегиональные перевозки. По сельчанам это ударит, билеты подорожают. И грузовые автомобили в основном принадлежат бизнесу, которые переложит затраты на плечи рядовых потребителей: это значит рост цен», - сказал А. Кочков при обсуждении этого вопроса, заявив, что фракция будет голосовать против принятия законопроекта о транспортном налоге.
По результатам голосования закон не был принят.
***
Депутаты-комунисты проголосовали против блока законопроектов, касающихся предоставления льгот организациям, зарегистрированным в качестве резидентов особой экономической зоны Астраханской области. Зона создана на территории Наримановского района постановлением Правительства Российской Федерации сроком 49 лет. Подобных промышленно-производственных площадок в стране – шесть. Чтобы потенциальные инвесторы выбрали именно наш регион, предложено предоставить резидентам ряд налоговых льгот.
Во-первых, освободить их на 12 лет от налога на имущество организаций, а также от уплаты транспортного налога. Новшество будет касаться грузовых автомобилей, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. На легковые автомобили льгота не распространяется.
Кроме того, планируется установить пониженную налоговую ставку на прибыль. Сегодня для хозяйствующих субъектов такая ставка составляет 20 %, из которых 2 % уходит в федеральный бюджет, а 18 % остаются в региональной казне. Именно от последней составляющей и предлагается освободить резидентов на десять последовательных налоговых периодов.
Депутаты-коммунисты выразили сомнения в необходимости данных мер и проголосовали против всех трех законопроектов, предложенных Правительством Астраханской области. В частности, В. Вострецов заметил, что отнимать льготы у одних (как правило, малоимущих) и предоставлять их другим, особенно в то время, когда область стоит на краю пропасти, будет неверно.
Заметим, что на днях соглашение о стратегическом сотрудничестве подписали губернатор Астраханской области Александр Жилкин , председатель правления УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс и генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Андрей Свинаренко . Документ предполагает взаимодействие региональных властей и корпорации «РОСНАНО» по размещению объектов в свободной экономической зоне.
Несмотря на возражения коммунистов, законопроекты были приняты думским большинством.
***
На заседаниии был рассмотрен и многострадальный законопроект о многодетных семьях. Его внес депутат А. Каманин.
Астраханская область – единственный на сегодняшний день регион, в котором пасынки и падчерицы не считаются членами многодетных семей. Однако Семейным кодексом пасынки и падчерицы признаются полноправными членами семей.
Кроме того, действующий закон Астраханской области устанавливает ограничение на право получения мер социальной поддержки для многодетных семей, в которых один из родителей не является гражданином РФ даже в том случае, если дети являются гражданами России и проживают на ее территории. По мнению разработчиков законопроекта, данное положение противоречит Конституции РФ: ст. 39 – забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, а государство, согласно ст. 39, гарантирует социальное обеспечение для воспитания детей.
Характерно, что на этапе рассмотрения законопроекта в профильном комитете большинство его членов проголосовало за его принятие. На этапе же принятия закона вновь и вновь депутаты-единороссы находят какие-то препятствия.
Так, депутат А. Козлов в ысказался в т ом п лане, что меры социальной поддержки будут касаться и детей Абрамовича, которые едва ли в чем-то нуждаются. Этот странный «аргумент» сразу же был опровергнут депутатом Н. Буянской : ведь по действующему закону Астраханской области материальную поддержку получают лишь те семьи, чей совокупный доход ниже прожиточного минимума.
В поддержку закона высказался и депутат-коммунист О. Снегов , подчеркнув, что закон носит социальный характер и направлен на обеспечение равных условий получения материальной помощи для всех многодетных семей.
Резюмируя обсуждение данного вопроса, депутат А. Каманин не без оснований заявил: «Бюджет трещит по швам, но в него не помещаются лишь социальные программы». Он предложил принять закон в первом чтении, а после доработать.
Председатель Думы А. Клыканов, в с вою о чередь, предложил не голосовать, а отложить решение данного вопроса, указав в качестве источника его финансового обеспечения тот самый транспортный налог, который депутаты отвергли. С целью согласования всех точек зрения решено создать рабочую группу, в которую, в частности, вошли депутаты А. Кочков, О . Шеин, Н. Буянская, О. Снегов, А. Каманин и др.
В итоге закон в очередной раз принят не был. Создается впечатление, что его принятие опять хотят заволокитить.
***
Не поддержали депутаты инициативы председателя Думы и его замов о сокращении расходов (компенсационных выплат), связанных с осуществлением депутатских полномочий, а также о сокращении расходов, связанных с исполнением наказов избирателей.
По мнению депутатов-коммунистов, высказанных ими в процессе обсуждения, у области есть много источников доходов и столько же необоснованных расходов. Поэтому уместно будет экономить на чем- то ином, а не на средствах депутатов, необходимых им для работы.
Для тех, кто работает на профессиональной основе, компенсационные выплаты, может быть, и не имеют большой значимости, а для всех остальных важны (В. Вострецов). Что же касается ресурсов д л я выполнения наказов избирателей, то их сокращать никак нельзя: их и так не хватает. Депутатам необходимо создавать условия для работы, и это пойдет на пользу и обществу, и власти (А. Фурик). А источником наполнения бюджета является прежде всего развитие собственного производства, о чем коммунисты неоднократно заявляли и губернатору, и председателю областного правительства (А. Кочков).
Законопроекты о сокращении компенсационных выплат депутатам и расходов на исполнение наказов избирателей были отклонены депутатами Думы.