Одним из критериев, по которому судят о социальной справедливости в обществе считается система взимания подоходного налога. За 17 лет существования плоской шкалы подоходного налога страна стала раем для богатых. Но в тоже время Россия заняла 1-е место в мире по глубине пропасти между богатыми и бедными. Ожидания действующей власти по легализации «теневых доходов» не оправдались, усилился вывоз капитала за рубеж. Поэтому назрела необходимость перехода к более справедливому налогообложению.
26 апреля 2018 года на 51 заседании Мособлдумы был рассмотрен законопроект № 427315-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части введения прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц» внесённый депутатами фракции КПРФ Государственной Думы ФС РФ в полном составе. Этот законопроект, в случае его принятия, сможет решить назревшие проблемы бюджетной политики и повысит уровень социальной справедливости в нашей стране.
Так принято во всех развитых странах: чем больше зарплата, тем больше налог. В России же сейчас и миллионеры, и люди с минимальным заработком платят налог на доходы физических лиц по одинаковой ставке – 13%.
Комитет Московской областной Думы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики к данному законопроекту дал отрицательное заключение и предложил его не поддерживать.
При рассмотрении законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части введения прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц» на заседании областного Парламента выступил заместитель Председателя Мособлдумы, Руководитель фракции КПРФ областного Парламента Николай Васильев. Он обозначил важность принятия этого законопроекта:
- В заключении Правительства РФ от 17 ноября прошлого года констатирован устойчивый росте сборов НДФЛ за последние годы. Но из этого не следует, что дополнительные доходы не нужны. Ведь каждый раз, когда заходит речь о социальных проектах, например, «О детях войны» правительство дает отрицательное заключение, ссылаясь на то, что денег нет.
Хочу подчеркнуть: и в заключении Правительства, и в выступлении председателя профильного Комитета не приведено доказательств, что расчеты ФЭО к законопроекту ошибочны и тем самым подтверждена возможность поучения дополнительного дохода в сумме более 1 трилл. руб. Тем не менее, Комитет рекомендует не поддерживать проект.
Общая численность налогоплательщиков НДФЛ = 67,4 млн.человек.
Размер дохода физического лица в год за налоговый период |
Налоговая ставка |
До 100 000 рублей – около 9 млн. чел. (13%) |
5% |
От 100 001 рубля до 3 000 000 рублей – 58 млн. чел. (86, 08%) |
5 000 рублей + 13% от суммы, превышающей 100 00 рублей |
От 3 000 001 рубля до 10 000 000 рублей – 450 тыс. чел. (0,57%) |
382 000 рублей + 18% от суммы, превышающей 3 000 000 рублей. |
Свыше 10 000 001 рубля – 35 тыс. чел. (0,05%) |
1 642 000 рублей + 25% от суммы, превышающей 10 000 000 рублей. |
Фракция КПРФ и другие парламентские партии неоднократно вносили законодательные предложения о введении прогрессивной шкалы НДФЛ, но каждый раз они отвергаются под надуманными предлогами. Действующая власть приводила доводы о сложности администрирования при переходе на новую шкалу НДФЛ, якобы, невозможно будет собрать налоги. Однако в зарубежных странах такой проблемы, как сбор НДФЛ при ступенчатой шкале, не существует. Поэтому довод о непосильных трудностях администрирования - это надуманный, фальшивый предлог для отказа от перехода на прогрессивную шкалу НДФЛ.
Следующим поводом для непринятия данного закона выдвигалось то, что весь бизнес перейдет на «серые зарплаты» в конвертах, что сократит сбор НДФЛ. Другими словами, всех работодателей вместе с их главными бухгалтерами, оптом, заранее подозревают в намерениях совершать преступные деяния – уклонение от уплаты налогов в бюджет путём сокрытия доходов. Но не могут два противоположных утверждения быть одновременно истинными. Что касается чиновников, декларирующих свой доход, то достойный пример гражданской ответственности, разумного отношения к новой шкале НДФЛ могли бы показать лица, замещающие государственные должности и госслужащие.
Хотел бы обратить ваше внимание, на то, что внесение законопроекта в Госдуму, принятие его к рассмотрению состоялось 4 апреля, т.е. около 2-х недель после выборов Президента РФ. В политической программе КПРФ и нашего кандидата Павла Грудинина «20 шагов» есть пункт №8: «Налоги – в интересах справедливости и развития». Со своей программой Павел Николаевич побывал на встречах с тысячами избирателями во многих регионах. Поэтому, на наш взгляд, законопроект, вынесенный сегодня на отдельное голосование выражает не только позицию фракции КПРФ. Он отражает надежды на перемены к лучшему более 9-ти миллионов избирателей, поддержавших нашего кандидата. С учетом изложенного, фракция КПРФ предлагает поддержать законопроект и голосовать против принятия проекта постановления, предложенного профильным Комитетом.
На состоявшемся голосовании 7 депутатов, включая 5 депутатов фракции КПРФ, проголосовали против Постановления Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики, который предложил не поддерживать законопроект о прогрессивной шкале подоходного налога, предложенный фракцией КПРФ Государственной Думы. Остальные 32 депутата, большинство которых – представители «Единой России», проголосовали за Постановление. Тем самым большинство депутатов Мособлдумы показали, что пропасть между богатыми и бедными в России будет только расти.