На пленарном заседании Думы Астраханской области, состоявшемся 16 июня, региональный министр финансов Виталий Шведов представил депутатам отчет об исполнении областного бюджета за 2015 год. Согласно данным, доходы области в прошлом году составили более 30 миллиардов рублей, расходы – около 34 миллиардов рублей. Удельный вес расходов на социальную сферу превысил 72 процента.
В течение 2015 года несколько раз приходилось корректировать региональную казну в связи со снижением налоговых платежей. Основная причина в изменении федерального законодательства – установлены налоговые льготы на имущество недропользователей. А с января в федеральный бюджет полностью уходит еще и налог на прибыль таких организаций. Потери для региональной казны составили несколько миллиардов рублей. В результате расходы существенно сокращены по многим направлениям. К примеру, секвестирована поддержка фермерства, малого и среднего предпринимательства.
Доклад министра вызвал критические замечания депутатов-коммунистов.
«Мы с вами констатируем тревожное положение дел с исполнением бюджета за прошлый год. Видимо, жизнь идет по принципу нашего общероссийского премьер-министра «Денег нет, но вы держитесь, - сказал депутат-коммунист Александр Кочков. - Доходная статья бюджета находится в плачевном состоянии. Министерства сами страдают без денег. Кризис – он в управленческой сфере. А мы своими кнопками (для голосования - ред.) только удовлетворяем просьбы правительства».
«Мы видим, что программы не выполнены, темпа роста ВРП нет, зарплаты падают, кто будет отвечать за все это персонально?!» - поинтересовался у выступившего с докладом министра финансов глава фракции КПРФ Виктор Вострецов.
Несмотря на то, что депутаты намекали, похоже, на самого господина Шведова и руководство областного правительства, министр финансов ушел от ответа.
«Есть дисциплинарные взыскания, правоохранительные органы в курсе, а если нужна вам информация - предоставим», - не сказал ничего конкретного Виталий Шведов.
«Большая недоимка по налогам, дефицит программ по расходам, расходы на экономику сокращаются, внешний долг растет, бюджетные кредиты идут на погашение внешнего долга перед банками. Тупиковая модель, - заверил депутат фракции КПРФ Алексей Фурик, - так как никакого развития нет. Понимаю, что подобная ситуация по всей стране. Но мы на третьем месте по внешним заимствованиям!»
«Причина не только в региональной экономике, у нас ВРП увеличился, снижения экономического в этом году нет. Но налоговой отдачи мы не видим, поскольку федеральные законодатели изменили распределение налогов между бюджетами, - оправдался министр финансов. - Ежегодно консолидированные сборы растут, но рост уходит в федеральный бюджет – это налоги на добычу на каспийском шельфе. И общая причина – снижение налоговой отдачи от консолидированных групп, что характерно для Российской Федерации в целом. Мы сейчас работаем с федеральным правительством и Федеральным Собранием по возвращению налогов».
За три года, похвалился министр, с 18 до 15 млрд рублей уменьшилась сумма коммерческих кредитов – за счет бюджетных. «С ними гораздо легче работать», - пояснил министр.
Неприятный вопрос рискнула напоследок задать даже председатель фракции «Единой России» Ирина Родненко. Сколько, мол, мы потеряли субъектов малого и среднего бизнеса за 2016? Может, пора принимать законы, которые им помогут?
«Мы такую статистику соберем и представим, - вновь пообещал чиновник. – Что касается законов для бизнеса – у нас есть льготы, которые не приняты даже в других регионах».