Как известно, 6 марта в Думе произошел скандал. Не столько отчет, сколько очередное «предсказание» министра экономического развития М. Орешкина не удовлетворили депутатов и ему приказали основательно подготовиться и отчитаться в конце марта в присутствии отраслевых министров.
Однако единороссы видимо забыли, что в апреле - отчет председателя Правительства России Д. Медведева и уж, во всяком случае, лучше ему объяснить ситуацию с экономикой в присутствии отраслевых министров, чем М. Орешкину. Но, видимо, нужен «мальчик для битья», бить своего партийного лидера единороссы явно не собираются, хотя виноват во всем именно он.
Депутатам не понравился прогноз министерства на будущее экономики, который явно игнорировал выполнение национальных проектов и указов президента. Что это, случайность или реальное положение вещей? И что может министр принести через месяц, если прозвучавший доклад не ошибка? Давайте разберемся!
На реализацию майских указов первоначально были предусмотрены средства в размере 8 триллионов рублей, что вызвало панику в СМИ и руководящих кругах. Однако сегодня заявляют, что на нацпроекты предусмотрены средства в размере 25,7 триллиона рублей, но паники это не вызывает. Странно!
Эти средства преподносятся как дополнительные к бюджетным ассигнованиям. При этом согласно уже принятому бюджету на ближайшую трехлетку никаких дополнительных средств из каких-либо фондов на эти цели не предусматривается. Бюджет формируется по такой же схеме, как и в прежние годы. В 2019 году бюджет получит на 1,2 трлн. рублей или на 6% больше, чем в 2018 году. В 2020 году – на 249 млрд. рублей или на 1% больше, чем в 2019 году. В 2021 году бюджет увеличится на 760 млрд. рублей или на 3,7% по сравнению с 2020 годом. За 3 года дополнительные средства составят 2,2 трлн. рублей, что в процентном соотношении ниже уровня официально заявленной инфляции. То есть не хватит даже на то, чтобы содержать народное хозяйство на уровне 2018 года. А по идее прибавка должна быть на уровне 13 трлн. рублей за 3 года.
Более того, бюджетное правило остается неизменным, профицит сохраняется. То есть согласно закону о бюджете ежегодно из бюджета будет изыматься около 4 трлн. рублей и направляться в ФНБ, который к 2021 году должен распухнуть до 14 триллионов рублей.
Если из бюджета будет изыматься такая крупная сумма, то откуда же возьмутся средства на исполнение нацпроектов?
Из золотовалютных резервов средства на нацпроекты изыматься не будут.
Из ФНБ не будет взято ни копейки.
Почти 26 триллионов - немалая сумма! Из этой суммы 13,2 трлн руб. выделит федеральный бюджет, 7,5 трлн руб. найдут во внебюджетных источниках, проекты на 4,9 трлн руб. профинансируют бюджеты регионов. Еще 147,8 млрд руб. возьмут из средств государственных внебюджетных фондов. Все эти цифры, за исключением последней, вызывают вопросы. Откуда возьмутся 13,2 трлн. руб. в федеральном бюджете, если на ближайшую трехлетку они не заложены? Внебюджетные источники под большим вопросом, их никто не прорабатывал! Дефицит бюджетов регионов увеличивается на 1 триллион и станет 3 трлн., откуда же возьмутся 4,9 трлн. рублей на нацпроекты?
Но разгадка этих вопросов вытекает из простого расчета. 26 триллионов на 13 программ – это в среднем по 2 триллиона на программу. Разделим эту цифру на 6 лет, получим 333 миллиарда рублей в год на одну программу. Привожу пример здравоохранения – оно в год очень плохо финансируется на сумму 6,5 триллиона рублей (консолидированный бюджет). Если прибавить к этой сумме еще 333 млрд. рублей, то это составит всего 5%, а инфляцию обещали на этом же уровне. Таким образом, вся сумма, предназначенная на нацпроект, уйдет на компенсацию инфляционных потерь!
К тому же, программы финансироваться будут не одинаково. Самым дорогим нацпроектом стал план модернизации магистральной инфраструктуры. Его стоимость составляет 6,35 трлн руб. Социальная политика в консолидированном бюджете составляет 9 трлн. рублей. Значит, остальным достанется еще меньше 333 миллиардов.
Из этого следует, что нацпроекты будут выполняться из тех же средств, что и всегда, только одни показатели будут расти за счет снижения других.
Таким образом, средства, запланированные на нацпроекты, не дополнительные – это те же самые средства, которые бы были запланированы без всяких нацпроектов. Обман очевиден!
Вот почему М. Орешкин честно и добросовестно признался, что никаких нацпроектов просто не существует, выполнять никто ничего не будет, да и выполнять-то нечего!
- А король-то голый! - Воскликнул мальчик в сказке Г.Х. Андерсена «Новое платье короля».