Дума Астраханской области провела третье пленарное заседание
Основным вопросом повестки дня пленарного заседания Думы Астраханской области, которое прошло 25 ноября под председательством Игоря Мартынова, стало рассмотрение в первом чтении главного финансового документа региона – закона о бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Основные параметры бюджета сложились следующим образом. Доходы – в сумме 59,7 млрд рублей, расходы – 63,5 млрд рублей, дефицит –3,8 млрд рублей. За основу приняты показатели социально-экономического развития области на 2022 год и плановый двухлетний период, а также документы, определяющие цели национального развития России, и направления деятельности органов публичной власти по их достижению.
Что касается доходной части, то порядка 41 млрд рублей – налоговые и неналоговые доходы региона, 18,9 млрд рублей – безвозмездные поступления из федерального центра. Порядка 65% (около 41 млрд рублей) запланировано потратить на социальную сферу, 25% в структуре расходов (15,9 млрд рублей) заложено на национальную экономику. Это дорожный фонд, поддержка сельхозпроизводителей, содействие занятости населения, жилищно-коммунальная сфера, оказание помощи муниципальным образованиям. На исполнение публичных обязательств (выплата пособий и компенсаций) – заложено 10,3 млрд рублей. Эта сумма ежегодно увеличивается. 1 февраля 2022 года вновь будет произведена индексация всех мер социальной поддержки. В 2022 году планируется продолжить реализацию 11 национальных проектов, включающих в себя 52 региональных проекта. Финансовое обеспечение предусмотрено по 29 региональным проектам на сумму порядка 14 млрд рублей. Наиболее ресурсоемкими из них являются нацпроекты «Экология» (27,11%); «Демография» (27,0%); «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (22,6%). На их реализацию направят более половины от общей суммы ассигнований.
Как обычно, обсуждение проекта бюджета было долгим и обстоятельным. Руководитель фракции «КПРФ» В.Ф. Вострецов задал вопрос:
- Проект бюджета на 2022-2024 годы не предусматривает роста собственных налоговых поступлений. Роста национальной экономики тоже не предусматривается. Мы боремся с пандемией коронавируса, а затраты на здравоохранение сокращаем с 7,9 миллиона рублей в 2021 году до 3,2 миллиона рублей в 2024 году. Почему?
Министр экономического развития Мансур Гаджиев заявил (уже не в первый раз в течение всего заседания), что «мы фиксируем незначительный, но рост» экономики, но по существу на вопрос так и не ответил. А председатель Думы Игорь Мартынов пояснил, что сейчас трудно предвидеть, как именно будет развиваться ситуация с пандемией в будущем, а региону в сложной ситуации помогут федеральные власти.
Депутат от «КПРФ» Т.А. Тетерятникова задала сразу три вопроса министрам:
- Чем обусловлено неполное отражение расходов на содержание государственных учреждений, органов госвласти на 8 месяцев, на публично-нормативные обязательства на 11 месяцев?
Почему происходит снижение расходов по таким серьезным направлениям, как ЖКХ и здравоохранение?
У нас обслуживание государственного муниципального долга увеличивается на 764 процента. Причём, предлагается привлекать средства кредитных организаций. За подобные действия уже были привлечены к ответственности бывший министр финансов и бывший председатель правительства области. Неужели у нас нет возможности в рамках соглашения с Правительством Российской Федерации взять бюджетные кредиты?
Министр финансов Елена Рязанова на это ответила, что раз уж бюджет дефицитный, то нужно перестраховаться, заложив для правительства право взять кредиты. Но выразила надежду, что федералы помогут и коммерческие кредиты брать не придётся.
В своём выступлении по вопросу принятия бюджета В.Ф. Вострецов заявил:
- Мы внимательно рассмотрели вопрос о бюджете и пришли к убеждению, что такой бюджет принимать нельзя. Даже рассчитывать, что безвозмездные средства придут из Москвы в том объеме, который нам нужен, мы не можем. Три года мы получаем очень большие поступления, но освоить их не можем. И самое сложное, что мы не договариваем, что мы действительно взяли курс на платное образование, здравоохранение, культуру, спорт и так далее. Если это так, то надо честно людям об этом сказать: не рассчитывайте на помощь государства, а за всё придётся платить самим.
Фракция «КПРФ» приняла решение голосовать против предложенного правительством области проекта бюджета. Против также высказались депутаты-справороссы, заявив, что бюджет антисоциальный.
Однако голосами единороссов бюджет был принят в первом чтении.
* * *
Другим резонансным вопросом стал законопроект об отмене прямых выборов глав районов области, внесённый депутатом-единороссом А.А. Лифановым. Законопроект, предполагающий, что главы муниципальных районов избираются представительными органами соответствующих районов из числа кандидатов, представленных конкурсными комиссиями, вызвал протест депутатов всех оппозиционных фракций. Ведь фактически глава района будет назначаться исполнительной властью и подчиняться тоже ей, а не народу, который его избрал.
Закон был принят уверенным большинством единороссовских голосов.
* * *
Также Дума Астраханской области голосами депутатов фракции «Единая Россия» поддержала федеральные законы об обязательном наличии QR-кодов при использовании общественного транспорта и при посещении общественных мест. Фракция КПРФ выступила против, так как данные ограничения нарушают конституционное право граждан на свободу передвижения, а их введение не имеет прямого отношения к процессу вакцинации и борьбе с пандемией.
- Мы не рассматриваем вопрос о том, надо делать прививки или нет. Это другой вопрос. А здесь запреты, - подчеркнул В.Ф. Вострецов.
Т.А. Тетерятникова зачитала одно из обращений, поступивших во фракцию «КПРФ»:
- Я, такая-то, вынуждена обратиться к вам с протестом по поводу внедрения куар-кодов и внесения поправок в законодательство Российской Федерации в связи с этим.
Считаю, что это прямое нарушение прав, данных нам Конституцией. Закон носит антинародный характер, ущемляет мои права и права наших семей на свободное перемещение по своей стране. Кроме того, мы считаем, что такие поправки в законодательство ведут к дискриминации и сегрегации граждан. Сам факт того, что человек, вне зависимости от состояния своего здоровья и перенесённых им болезней подвергается угнетению со стороны руководства Российской Федерации, повергает в недоумение. Почему, к примеру, люди, которые обладают хорошим иммунитетом, обязаны либо подвергнуть его риску со стороны не испытанной до конца вакцины, либо быть притеснённым законом и не иметь права на свободное перемещение. Внедрение куар-систему вводит в нашей стране две касты людей: тех, кто имеет штрих, и получает доступ ко всем благам человечества, и тех, кто этого штриха не имеет, и которым, как следствие оставили возможность поддерживать лишь минимальную жизнедеятельность, оставив доступ лишь к продуктовым магазинам и аптекам. А как же статья 19-я часть 2-я Конституции Российской Федерации, где сказано, что государство гарантирует равенство свобод и прав человека и гражданина вне зависимости пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения… Прямое противоречие Конституции можно продолжить и дальше. Например, часть 2-я статьи 44-й Конституции гласит: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Между тем, люди без куар-кодов лишены такой возможности уже сейчас. Или статья 7-я говорит, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Можно ли назвать достойной жизнь матери, которая из-за отсутствия куар-кода не может купить вещи своему ребёнку, потому что ей закрыт доступ в магазины и торговые центры? О каком свободном развитии можно говорить, если куар-код становится условием доступа к тем ресурсам, которые позволяют человеку в принципе развиваться?
Просим вас принять меры по прекращению сегрегации граждан по принципу наличия или отсутствия прививок и куар-кода. Это прямое нарушение наших прав и свобод.
- Фракция «КПРФ» не против вакцинации, а против нарушения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, чьи права мы должны защищать, - подчеркнула Т.А. Тетерятникова.
Депутат от «Единой России» И.В. Ирдеева озвучила решение профильного комитета: поддержать данный законопроект.
Результаты голосования:
За - 24
Против – 7
Воздержалось – 2
По фракциям:
ЕР: за – 24, против – 0, возд. – 0
КПРФ: за – 0, против - 4, возд. – 0
СР: за – 2, возд. – 2
ЛДПР: не голосовали.
«Новые люди»: за – 0, против – 1, возд. – 0.