11 марта состоялось заседание комитета Думы Астраханской области по образованию, культуре, науке, молодежной политике, спорту и туризму. Главный вопрос повестки дня - итоги первого этапа модернизации образования Астраханской области. Выслушав позитивный и радужный доклад министра образования и науки региона Виталия Гутмана, депутаты стали поднимать самые наболевшие вопросы.
СУБСИДИЮ ЗАСЛУЖИЛИ
Виталий Гутман сообщил, что федеральную субсидию на подключение в школах Астраханской области высокоскоростного интернета, приобретение современного оборудования для столовых, компьютерных классов, медкабинетов, на повышение квалификации учителей и прочие меры по модернизации общего образования удалось получить благодаря тому, что регион выполнил главное условие Правительства РФ – поднять уровень средней зарплаты учителей.
- В 2012 году мы продолжим эту работу, - заявил Гутман на заседании.
И хорошо, если слово сдержит. Хотя браться за увеличение зарплат нужно было куда раньше, не доводя педагогов буквально до нищеты, и без «пряников» в виде денег из государственной казны.
«МОЯ ХАТА С КРАЮ»
Все закупленные компьютеры, проекторы, видеокамеры, принтеры и сканеры вместе взятые не решили самых острых проблем в сфере образования – очереди и поборы в детских садах. Вот два плачевных факта, приведенных на заседании. Многие астраханки еще до рождения своего ребенка записываются в очереди в 3-4 садика сразу, и лишь спустя три года получают место в одном из них. В прошлом году двоих заведующих детскими садами привлекли к уголовной ответственности за «нечестность». Увы, такие прецеденты в нашей стране становятся нормой.
Так было, есть и будет до тех пор, пока федеральные и региональные власти работают по принципу «моя хата с краю». «Очереди в детских садах и зарплаты воспитателей – это полномочия муниципалитетов» - открещиваются региональные чиновники от образования. Но ведь это беда всей страны и избавляться от нее нужно сообща – областным и муниципальным властям собираться вместе, обсуждать, бороться, выступать с соответствующими законодательными инициативами, предлагать разные способы выхода из этой бедственной ситуации, чтобы не приходилось вновь и вновь после «грянувшего грома» расхлебывать горькие последствия.
ЗА ЧТО НАШЕ ГОСУДАРСТВО НЕ ЛЮБИТ ДЕТЕЙ?
Виталий Гутман озвучил на заседании, что проблема с очередями совсем скоро может быть решена – в нашем регионе планируется построить 35 детских садов. Но кто в них будет работать? Как быть с укомплектованием штата воспитателей? Почему-то за свой нелегкий труд многие из сотрудников дошкольных образовательных учреждений получают зарплату ниже прожиточного минимума. И тут на уровне областного министерства вновь всплывает пресловутое «это – полномочия муниципалитетов», которые, как мы видим, не в силах решить проблему, уже давно набившую оскомину…
Стало быть, наше государство не любит детей? Причем эта нелюбовь начинает проявляться буквально с пеленок: копеечные детские пособия; жалкие гроши - воспитателям. Экономия на образовании дошкольников приводит к риску вырастить «недовоспитанных» людей, или, что еще хуже, потенциально опасных для общества. А государство, будто предвидя такой исход, увеличивает финансирование полицейского аппарата.
АВТОНОМИЯ – НЕ ВЫХОД
Сегодня на всех уровнях лоббируется идея перевода дошкольных образовательных учреждений в статус автономных, что якобы позволит существенно повысить зарплату воспитателям. Автономность предоставляет право детсаду заниматься коммерческой деятельностью. Но в погоне за финансовой обеспеченностью можно забыть о качестве образования. К тому же возникают уже почти крамольные предположения, что «рамки» в виде Конституции России (статья 43, в соответствии с которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях) и вовсе сойдут на нет.
Олег СНЕГОВ ,
депутат ДАО