There was a problem loading image 'images/news/2014/10/02002.png'
There was a problem loading image 'images/news/2014/10/02002.png'
Всеобщая эйфория от присоединения Крыма проходит. Наступают суровые будни.
При получении российского гражданства и паспорта, пенсионных прав, регистрации собственности и предприятий, оформлении лицензий на производственную деятельность крымчане в полной мере испытывают все «прелести» российской власти: неповоротливость, медлительность, «взяткоёмкость».
Жители полуострова до сих пор не выберутся из российского бюрократического болота.
Повергло в шок крымчан прекращение деятельности на территории полуострова всех банков: и украинских, и российских. Первым запретили обслуживать «оккупированную территорию» киевские власти, вторые попали под западные и украинские санкции. Остались без денег не только те, кто хранил в банках сбережения, но и те, кто получал через них пенсии, зарплату, оплачивал коммунальные услуги, вёл расчёты между предприятиями. Месяцы понадобились, чтобы небольшие российские банки, не имеющие бизнеса за рубежом, открыли свои отделения в Крыму. С вкладчиками украинских банков расплачивалось российское Агентство по страхованию вкладов.
Вторая беда – резкое снижение туристического потока. А ведь именно туристы давали региону основную массу доходов. В 2013 году полуостров посетили 5.9 миллиона человек, 2/3 из них приехали с Украины.
Теперь этот поток перекрыт. Обещания российских властей о том, что проблему решат наши туристы, остались обещаниями.
Украина закрыла автомобильное и железнодорожное сообщение с Крымом.
Путь через керченскую переправу намного длиннее и совершенно не готов к значительно возросшему объёму перевозок.
Водители сутками дожидались очереди на паром. Не решили проблему и зафрактованные греческие и итальянские паромы. Стоимость перевозки грузов этим путём такова, что цены в Крыму постоянно растут.
Серьёзные проблемы и с воздушным сообщением. Аэропорт Симферополя оказался мал, чтобы обслужить всех курортников, желающих воспользоваться авиасообщением. Западные санкции «вывели из игры» единственного «бюджетного» перевозчика «Добролёт», остальные авиакомпании безбожно взвинтили цены на билеты в Крым.
В результате в 2014 году к концу августа в Крыму отдохнули только 1.8 миллиона человек – меньше 1/3 приехавших в прошлом году. Сколько потеряли крымчане, наверное, объяснять не стоит.
Поставлен крест на сельском хозяйстве степного Крыма, основанном на поливном земледелии: Украина ограничила подачу воды из Днепра по Северо-Крымскому каналу. Это ограничение отразилось и на деятельности промышленных предприятий, и даже на водоснабжении жилья во многих населённых пунктам.
Как решить проблему обеспечения Крыма пресной водой в полном объёме, пока российские власти, похоже, не знают.
Волнует крымчан и снижение поставок продовольствия. 80% его приходило с Украины. Морские перевозки из России не могут решить эту проблему.
А впереди зима. Уже с 3 сентября украинские энергетики снизили подачу электроэнергии в Крым в три раза. С наступлением отопительного сезона, когда начнут замерзать украинские города, подача электроэнергии в Крым будет прекращена. Крымские власти об этом уже предупреждены.
Российское же правительство вроде бы и не замечает этих проблем. В этом правительстве по-прежнему правят бал либералы, верящие в то, что «невидимая рука рынка всё отрегулирует».
Однако суровая правда жизни свидетельствует об обратном. Рынок здесь бессилен. Бессильны и миллиарды рублей, направляемые в Крым из российского бюджета. Их успешно «распиливают» олигархи и чиновники.
«По сути, жители Крыма стали заложниками коррумпированных российских властей. Рулить эта публика умеет лишь финансовыми потоками, которые никак не заменят потоки энергетические, транспортные, водные, туристические, продуктовые. А других министров, способных решать реальные проблемы, мы пока не наблюдаем» (В. Дектерев)