Еврейский вопрос - один из «проклятых» вопросов русскойистории. Позиции и точки зрения по поводу роли евреев в русскойреволюции порой диаметрально противоположны. Одни утверждают, что в октябре 1917 года в России устанавливаетсячисто «еврейская власть», что большевикитого времени - этолибо евреи, либо послушные исполнители их воли, а другие, на-против, чтобольшевистская власть была враждебна евреям,что к власти в Октябре пришли люди, которых уместно даже назвать «черносотенцами»...
По нашему мнению, и та, и другая точка зрения далеки от истины. Евреи, без сомнения, сыграли огромную роль в русской революции. Эта роль была не только неизбежна и закономерна, но и необходима. Однако сыграв ее, евреи постепенно уходят из власти (добровольно или принудительно), а сам процесс развития советского государства протекает уже без их активного вмешательства.
СИОНИЗМ И БОЛЬШЕВИКИ
Тем, кто до сих пор считает большевистскую революцию воплощением плана сионистов по построению на территории России еврейского государства, стоит ознакомиться с восприятием большевиков-евреев самими идеологами сионизма тех времен. Так, сионист М.С. Шварцман определил оказавшихся у власти в октябре 1917 года евреев как играющих «отвратительную» роль «отщепенцев» и «преступников».
Глубокое и точное понимание существа дела воплощено в работе выдающегося мыслителя Л.П. Карсавина «Россия и евреи» (1927), где он разграничивает 1) «религиозно-национальное еврейство», 2) «евреев, совершенно ассимилированных тою или иною национальною культурою» (в России, естественно, прежде всего русской культурой) и 3) «евреев- интернационалистов», которые «уже не евреи, но еще и не «неевреи»; именно их деятельность неизбежно приобретает характер «нигилистической разрушительности». «Этот тип, - заключает Л.П. Карсавин, - является врагом всякой национальной органической культуры (в том числе и еврейской)», и он – «наш вечный враг».
Если же говорить о ходе событий в самом общем плане, нельзя не признать, что российские сионисты после революции либо эмигрировали, либо, оставаясь под властью большевиков, рисковали подвергнуться репрессиям, что и постигло многих из них в 1920-1930-х годах.
Большевики (в том числе и еврейского происхождения) были чужды или даже враждебны сионизму и вообще собственно национальным устремлениям евреев.
Для евреев-большевиков была характерна изначальная отчужденность от русской жизни, и это, вполне понятно, не могло не сказаться на их отношении - в том числе собственно «практическом» отношении - к русскому бытию и сознанию. Но, как убеждает изучение истории, в периоды «смуты» закономерно или даже неизбежно появление на политической авансцене любой страны «чужаков»; острейшее, неразрешимое столкновение различных сил внутри нации как бы настоятельно требует «чужого» вмешательства. Вспомним хотя бы того же Наполеона Бонапарта – корсиканца, а не француза!
ЕВРЕИ В БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПАРТИИ
До 1917 года евреи занимали в верхах большевистской партии сравнительно скромное место - явно менее значительное, чем в партиях меньшевиков и даже эсеров. Так, из тех четырнадцати евреев, которые входили в число членов и кандидатов в члены большевистского ЦК в 1917- 1921 годах, всего лишь двое занимали эти партийные посты в период с 1903 года (год создания собственно большевистской партии) по 1916 год - это Зиновьев (с 1907 года) и Свердлов (с 1912 года). И особенно примечателен тот факт, что такие цекисты с 1917 года, как Троцкий, Урицкий, Радек, Иоффе, только в этом самом году и вошли-то в большевистскую партию! То есть получается, что евреи особенно «понадобились» тогда, когда речь пошла уже не о революционной партии, а о власти...
Из пятнадцати членов первого Советского правительства тринадцать были русские, один грузин и один еврей. Однако следует учесть, что правительство имело тогда в иерархии власти в прямом смысле слова третьестепенное значение (так, даже в справочных сведениях о власти сначала указывался ЦК с его Политбюро, затем ВЦИК Советов и лишь на третьем месте - Совнарком).
В 1922 году, к XI съезду, в большевистской партии, насчитывавшей 375901 человек, евреев было всего лишь 19564 человека - то есть немногим более 5 процентов... Какое уж тут «еврейское засилье»! Однако совсем другое обнаруживается при обращении к более высоким уровням «пирамиды» власти: так, среди делегатов съезда партии евреев было уже не 5%, то есть один из 20, а один из шести, в составе избранного на съезде ЦК - более четверти членов, а из пяти членов Политбюро ЦК евреями были трое - то есть три пятых!
Впрочем, эти цифры не вполне раскрывают положение вещей, ибо руководители еврейского происхождения чаще всего играли более важную роль, чем занимавшие те же самые «этажи» власти русские, которых нередко выдвигали на первый план, в сущности, ради «прикрытия» (Троцкий не раз призывал не выдвигать на первый план евреев). В связи с этим уместно сослаться на свидетельство стороннего наблюдателя.
Перед нами суждения знаменитого писателя Герберта Уэллса, посетившего Россию в 1920 году. Он писал о главной «силе» революции, о множестве «энергичных, полных энтузиазма, еще молодых людей, утративших... русскую непрактичность и научившихся доводить дело до конца… Эти молодые люди и составляют движущую силу большевизма. Многие из них - евреи... но очень мало кто из них настроен националистически. Они борются не за интересы еврейства, а за новый мир... Некоторые из самых видных большевиков, с которыми я встречался, вовсе не евреи... У Ленина... татарский тип лица, и он, безусловно, не еврей».
Приветствуя Октябрьскую революцию и всецело поддерживая большевиков, Уэллс отмечает господствующую роль евреев в послеоктябрьской власти.
Отсутствие евреев после 1926 года в Политбюро (кроме одного лишь введенного в его состав в 1930 году Л.М. Кагановича) объяснялось вовсе не «антисемитизмом» (хотя многие толкуют это именно так), а как раз напротив, стремлением не пробуждать в стране противоеврейские настроения, поскольку в середине 1920-х годов всем стало ясно, что верховная власть сосредоточена отнюдь не в правительстве, не в Совнаркоме, а в Политбюро. В высшей степени характерно, что если в 1920-х годах в составе правительства - особенно во главе ведущих наркоматов - было не так уж много евреев, то в 1930-х дело обстояло обратным образом: наркомом внутренних дел стал Ягода, иностранных - Литвинов-Баллах, внешней торговли - Розенгольц, путей сообщения - Рухимович, земледелия - Яковлев-Эпштейн, председателем правления Госбанка - Калманович и т.д. К этому времени все понимали, что высшей властью в стране является не Совнарком, а Политбюро, которому всецело подчинены эти наркомы-евреи. Иначе обстояло дело в первые послереволюционные годы.
ДЛЯ ЧЕГО БЫЛО НЕОБХОДИМО
«ЕВРЕЙСКОЕ ЗАСИЛЬЕ»
Интересно, что Лев Троцкий – эта ключевая фигура большевистского еврейства - в 1918- 1926 годах более, чем кто-либо из тогдашних вождей стремился доказывать, что Октябрьская революция имеет национальный, русский характер и смысл. Известно относящееся к 1920 году суждение Троцкого о Ленине: «Ленин глубоко национален. Он корнями уходит в новую русскую историю... и именно таким путем достигает высших вершин». Однако позднее уже высланный из СССР Троцкий недвусмысленно объявил, что-де дореволюционная русская культура «представляла собой, в конце концов, лишь поверхностное подражание более высоким западным образцам... Она не внесла ничего существенного в сокровищницу человечества». Абсолютно ясно, что вещания Троцкого о «глубоко национальном» в Ленине и о «русском» характере революции были целиком продиктованы политическим расчетом. Громогласно говоря о «национальном», о «русском», Троцкий попросту стремился создать себе, употребляя современное словечко, «имидж» патриота, так как прекрасно понимал, что Россию нельзя - по крайней мере, в ближайшем будущем - полностью «денационализировать».
Известнейший лидер дореволюционной русской партии националистов В.В. Шульгин, ставший затем одним из видных идеологов Белого движения, постоянно и подчас крайне негодующе писал о «еврейском засилье» в большевистской власти, о том, что евреи, как он определил, «явились спинным хребтом и костяком коммунистической партии», которую они «своей организованностью и сцепкой, своей настойчивостью и волей... консолидировали и укрепили». Однако еще до окончания гражданской войны, в 1921 году способный к трезвому размышлению Василий Витальевич недвусмысленно заявил, что именно большевики «восстанавливают военное могущество России... восстанавливают границы Российской державы до ее естественных пределов».
Вот еще одно его суждение о русском народе: «Сняв самому себе голову, он теперь бесится, что сие совершил...» Но «ежели русскую голову этот народ сам себе «оттяпал», то «жиды», пожалуй, даже услугу оказали, что собственную свою еврейскую голову ему на время приставили: совсем без головы еще хуже было бы!» Шульгин считает «еврейское засилье» в послереволюционной России неизбежным и даже имеющим определенный позитивный смысл явлением.
Более конкретные суждения о «закономерности» прихода в революционную власть «чужаков» не раз высказывал Ленин: наиболее ясно и резко он поведал об этом в одном личном разговоре, состоявшемся в конце июля - начале августа 1918 года, когда уже во всю силу разразилась гражданская война: «Русский человек добр, - говорил Ленин. – У нас каша, а не диктатура... если повести дело круто (что абсолютно необходимо), собственная партия помешает: будут хныкать, звонить по всем телефонам, уцепятся за факты, помешают. Конечно, революция закаливает, но времени слишком мало». Эти слова приводит все тот же Троцкий в своих «Дневниках и письмах», первоначально не предназначенных для публикации и впервые изданных в 1986 году.
Любопытно свидетельство российского дипломата Г.Н. Михайловского – сына писателя Николая Георгиевича Михайловского. Во время гражданской войны он много скитался по России и не раз имел дело с ЧК. Он рассказывает, в частности, как в 1919 году еврейка-чекистка «с откровенностью объяснила, почему все чрезвычайки находятся в руках евреев: «Эти русские - мягкотелые славяне и постоянно говорят о прекращении террора и чрезвычаек, - говорила она мне... - Мы, евреи, не даем пощады и знаем: как только прекратится террор, от коммунизма и коммунистов никакого следа не останется...»
МАВР СДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО,
МАВР МОЖЕТ УХОДИТЬ
Так или иначе, но объективная историческая задача в то время состояла не в некоем самоцельном подавлении всяческого сопротивления революционной власти, а в создании государства, в частности, в преодолении начавшегося после Февраля распада страны. Десятки тысяч русских офицеров именно поэтому стали служить большевистской власти; они убеждались на опыте, что ни белые, ни, тем более, «зеленые» - то есть предводители народных бунтов - фатально не могут возродить в России государство...
И евреи-большевики – «чужаки» с присущим им отчуждением от русской жизни - оказались здесь как нельзя кстати. Когда же эта задача была выполнена, еврейское влияние во власти постепенно стало ослабевать.
Уже к 1 926 г оду б ыли « освобождены от обязанностей членов Политбюро» Каменев, Зиновьев и Троцкий. А к 1928 году из 9 членов тогдашнего Политбюро 7 были русскими (остальные - грузин и латыш). Правда, период коллективизации (этой новой революции в деревне) явно вновь востребовал «чужаков», и к 1931 году из 10 членов Политбюро уже только половина - 5 человек - были русскими, которых «дополняли» еврей, поляк, латыш и два грузина. А к концу тридцатых годов соотношение русских и нерусских в Политбюро опять изменилось: из 9 его членов 6 были русскими, а остальные, кроме одного еврея, - грузин и армянин, то есть «представители» народов СССР, а не поляков, латышей и т.д.
В неистовом урагане первых послереволюционных лет неизбежна была отчужденная, ничего не щадящая власть. Но после постепенное вытеснение евреев из высшей власти страны было, по верному определению сиониста М.С. Агурского, естественным, «органическим» процессом: «чужаки» сыграли в пору всеобщего хаоса свою закономерную роль, а в дальнейшем пребывание множества таких людей на верховных постах было уже ничем не оправданным явлением.