Дума Астраханской области разработала и приняла обращение к Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Региональные депутаты обратились к федеральным коллегам с просьбой поддержать инициативу и предоставить регионам эффективный инструмент для регулирования численности безнадзорных собак.
Дискуссия о бродячих собаках развернулась с новой силой после трагедии в гаражном кооперативе «Энергетик» Приволжского района, где свора собак растерзала 58-летнего мужчину, который шел на работу.
Одним из первых отреагировал на трагедию депутат Думы Астраханской области Владислав Коняев (КПРФ). Он опубликовал в своем телеграм-канале пост с призывом отстреливать животных. Это, по его мнению, мера непопулярная, но единственно верная в сложившейся ситуации:
«Сегодня стая бездомных собак насмерть загрызла жителя приволжского района Астраханской области, который шёл на работу. Уже вторая смерть от бездарного популистского закона, который инициировал Олег Шеин и которого поддержали единороссы в Госдуме. До этого в Забайкалье собаки убили 7-летнюю девочку. Соболезную семьям погибших.
Мы катимся к тому, что наш регион, по аналогии с фильмом «Планета обезьян», захватят собаки, и это уже не просто оборот речи, а реальность. Сейчас зима, и собаки продолжат нападать на людей из-за голода. Требую срочно созвать экстренное совещание по этому вопросу, но не для очередного балабольствования, а для решения проблемы. Выражу сейчас непопулярное мнение, но вынужден выдвинуть инициативу для решения проблемы в качестве отстрела животных. Если действующие совместно в этом вопросе Шеин и единороссы боятся взять на себя гнев зоозащитников, то я не боюсь.
Человеческая жизнь важнее популизма. Уверен, что здравомыслящие люди меня поддержат…»
Далее приводим текст обращения Думы Астраханской области к Правительству РФ:
ОБРАЩЕНИЕ
Думы Астраханской области к Правительству Российской Федерации по вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части возможности умерщвления безнадзорных животных, проявляющих немотивированную агрессию и представляющих опасность для жизни и здоровья человека».
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 498-ФЗ) предусмотрены требования к организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них, а также к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона № 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов таких животных, а также их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 18 Закона № 498-ФЗ возврату на прежние места обитания подлежат животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессии, после проведения мероприятий по их стерилизации и вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона № 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьи 16, 17, 18 Закона № 498-ФЗ устанавливают, что единственным методом регулирования численности популяции животных без владельцев в Российской Федерации является стерилизация с последующим возвратом вакцинированных стерилизованных неагрессивных животных в среду их прежнего обитания и последующим содержанием в приютах тех, чей возврат невозможен.
При этом частью 11 статьи 16 Закона № 498-ФЗ установлено, что животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного; соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть животного.
В период существования Союза Советских Социалистических Республик регулированием численности безнадзорных животных занимались службы городского хозяйства: производили отлов животных, затем помещали их на короткий срок в приют, после чего усыпляли, а трупы сжигали.
Полагаем, что в целях совершенствования правового регулирования вопросов содержания животных и обращения с ними следует принимать во внимание нормы международного публичного права и законодательства зарубежных государств. Имеются международные конвенции, направленные на защиту животных, охватывающие своим действием все их виды (группы).
Хотя на территории нашей страны не действует ряд международных норм и правил, прежде всего содержащихся в Европейской конвенции о защите домашних животных (ETS № 125) (заключена в г. Страсбурге 13.11.1987), тем не менее полагаем необходимым изучение международного опыта с целью имплементации его в национальное право не в связи с обязательствами, возникшими в результате подписания и ратификации международных конвенций, а по своей инициативе с учетом особенностей Российской Федерации.
Глава III указанной Конвенции гласит, что когда государство, подписавшее настоящую Конвенцию, заключает, что количество бродячих животных становится проблемой, оно должно принять соответствующие законодательные или административные меры по уменьшению их количества способом, который не причиняет боли, страданий или мучений животным.
В зарубежных странах применяются различные меры по регулированию численности безнадзорных животных.
В частности, отстрел собак является основной мерой по регулированию популяции в пяти странах (Албания, Армения, Азербайджан, Молдова, Украина). Программа «отлов - стерилизация - выпуск» (ОСВ) без каких-либо других мер по контролю применяется только в Греции, поскольку использование данного метода практически не способно снизить численность животных.
Еще в шести странах (Босния и Герцеговина, Болгария, Италия, Мальта, Сербия, Испания) программа ОСВ применяется ограниченно, только на некоторых территориях. В других странах основным методом является отлов собак, которых на момент поимки не сопровождает владелец. После этого собака помещается в приют на срок от 3 до 60 дней.
В некоторых странах бездомные животные временно содержатся в приютах, и в случаях, если не находится хозяин, животное усыпляют. С этой целью созданы государственные приюты неограниченного приема, в которые помещаются все домашние животные, нахождение которых на улице считается в этих странах незаконным.
В Российской Федерации умерщвление (эвтаназия) как метод регулирования численности безнадзорных животных, даже агрессивных и представляющих угрозу для жизни и здоровья граждан, федеральным законодательством не предусмотрено.
При этом в условиях действующего законодательства популяция безнадзорных собак в отдельных муниципальных образованиях незначительно уменьшается при значительных усилиях и финансовых вложениях региональных властей, однако на уровне регионов в целом наблюдается сохранение популяции бездомных собак с постоянной тенденцией к росту.
Кроме того, например, в Астраханской области количество лиц, обратившихся за медицинской помощью в связи с нападением (укусами) бездомных животных, за последние три года значительно возросло. Так, в 2019 году таких обращений было 3 131, а в 2021 году (на 01.11.2021) -4 538.
Также, как показывает сложившаяся региональная практика, содержание в приютах агрессивных животных не позволяет достичь баланса между интересами общества и гуманным обращением с животными, поскольку такие животные несут опасность для жизни и здоровья работников приютов. Содержание агрессивных собак в приютах требует весьма серьезных финансовых ресурсов, обусловленных продолжительностью жизни и прогрессирующим ростом популяции бездомных собак на улицах.
В то же время граждане обеспокоены ситуацией, когда по ночам в загоны для скота проникают бродячие собаки и умерщвляют домашний скот и птицу, которые зачастую являются для жителей сел основным источником дохода. По сведениям биологов-охотоведов, в Астраханской области имеют место волко-собачьи стаи, в которых собаки по своей природе уже стали дикими животными.
Проблема бродячих собак в сельской местности становится все более острой. И далеко не всегда гуманные положения Закона № 498-ФЗ, предусматривающего маркирование, стерилизацию, пожизненное содержание в приюте вместо отлова и безболезненного умерщвления опасных животных, благополучно реализуются на практике.
Также обращают на себя внимание ежегодно увеличивающиеся расходы бюджета на содержание безнадзорных агрессивных собак наряду с необходимостью финансировать из региональных бюджетов первостепенные и более значимые социальные расходы на поддержку незащищенных категорий граждан.
Таким образом, опыт зарубежных стран и российская региональная практика показывают, что реализация программы «отлов - стерилизация - выпуск» (либо пожизненное содержание животного в приюте) без каких-либо других мер практически не способна снизить численность указанных животных, приводит к кратному увеличению числа пострадавших от агрессивных собак людей и не позволяет достичь баланса между интересами зоозащитников и граждан, страдающих от регулярного нападения на них безнадзорных животных.
На основании изложенного и ввиду большого количества обращений граждан в социальных сетях по вопросу необходимости регулирования численности безнадзорных животных, а также в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности человека предлагаем рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в Закон № 498-ФЗ, в части установления возможности умерщвления безнадзорных собак в случае, если данные животные проявляют немотивированную агрессию и представляют угрозу для жизни и здоровья человека.
* * *
Депутат Коняев остался не удовлетворён решениями региональных властей, о чём также написал в своём ТГ-канале:
«Региональные политики сделали дежурные заявления, даже изобразили что потребовали от федерации изменений в закон, но на этом всё и закончилось. Моё предложение об экстренном заседании по решению этого вопроса проигнорировали. Продолжая свою последовательную позицию, теперь я обращаюсь к астраханцам, чтобы они поддержали мою петицию на губернатора Игоря Бабушкина о введении режима чрезвычайной ситуации в Астраханской области и очищению улиц наших городов и сёл от агрессивных свор. Это сделать можно, и тогда не нужно разводить руками, ссылаясь на запрет федерального закона».
Ссылка на размещённую в сети Интернет петицию «Ввести в Астраханской области режим ЧС и усыпить агрессивные стаи собак» - Change.org (https://www.change.org/OstanoviteSobak).