И снова на пороге страны учебный год. Россия встречает его в условиях экономической войны и непрекращающихся провокаций на российско-украинской границе, грозящих перерасти в горячую войну. Во всех слоях общества, кроме откровенных внутренних врагов (таких немало), остро ощущается необходимость форсированного преодоления нашей зависимости от стран Запада, ускоренной модернизации всех отраслей российского хозяйства.
Но где для этого кадры? Почти четверть века «реформаторы» убивали наше образование.
Некоторые его звенья извели под корень, например, систему профтехобразования.
Школу из храма науки превратили в учреждение, оказывающее образовательные услуги. Коммерциализация, перевод школ на подушевое финансирование.
В 90-е годы нищенствовали и школы, и учителя. В начале XXIвека учителей решили осчастливить повышением зарплаты, но не увеличением платы за ставку, а правом взять такую нагрузку, какую потянешь.
У многих сегодня зарплата приличная. Но какое качество знаний может обеспечить учитель, работающий на износ?
Что в итоге? В 2014 году минимальный порог проходного балла ЕГЭ по русскому языку для получения аттестата был снижен с 36 до 24 баллов, по математике с 24 до 20. Министерство образования вынуждено было пойти на это, иначе 25% выпускников получили бы не аттестаты, а справки о том, что 11 лет ходили в школу.
Но и без ЕГЭ мы знаем, насколько упал уровень подготовки вынешних детей по сравнению со сверстниками 60-х – 80-х годов, как слабо они владеют приёмами логического мышления, с каким трудом подбирают слова, чтобы выразить свою собственную мысль.
Причин, ведущих к деградации мышления у сегодняшних учеников много. ЕГЭ – одна из этих причин.
Участники Северокавказского молодёжного форума «Машук» пожаловались премьер-министру Д.А. Медведеву на то, что с дача Е ГЭ с опровождалась н ервными срывами у школьников, а одна из выступавших сказала: «У девятиклассников мозги теперь заточены только на ЕГЭ, голова у детей не работает».
В России большинство населения от мала до велика против этого заморского чуда – ЕГЭ, которое 15 лет растёт вкривь и вкось. Но именно по результатам ЕГЭ определяют эффективность работы учителей, школ, органов образования, даже губернаторов. И расставание с этим чудом нам не грозит: в мае законопроект об отмене обязательного ЕГЭ в Думе не прошёл.
Металлоискатели, видеонаблюдение, готовятся и «глушилки». Ради чего? Ради предупреждения жульничества и коррупции при итоговой проверке знаний выпускников. Изжили? Отнюдь. Жулики и коррупционеры совершенствуют свои методы постоянно. А ведь опытный учитель всегда определит: свои у ученика знания или «заёмные». Без всяких дорогостоящих «техустройств» .
С образованием, как видим, нынешнее школа не справляется. А с воспитанием? И того хуже. Будущее России теперь воспитывают ТВ с его «За стеклом», Интернет, где можно найти натуральное изображение всех человеческих пороков, компьютерные стрелялки, фильмы типа «Географ глобус пропил».
Беседуя с молодёжью на форуме «Машук», Д.А. Медведев подчеркнул: «Сегодня возврат к советскому образованию невозможен, хотя оно и было неплохим. Вернуться к нему невозможно так же, как невозможно вернуться к дореволюционному образованию. Тоже было неплохое образование, учили латынь и греческий, но это уже другой мир».
Согласна с премьер-министром: неплохое было в России дореволюционное образование. Я это говорю как учитель в третьем поколении. Учительницей церковно-приходской школы была моя бабушка, учителем в советской школе колхозной молодёжи начинала в тридцатые годы моя мама, с шестидесятых годов XX века и до десятых XXIпроработала в школе я.
Не только изучение мёртвых языков определяло достоинства русской гимназии, по-моему. А принципы научности преподавания, соединения обучения и воспитания, классно-урочная система.
В первые послереволюционные годы «горячие головы» стремились и у нас внедрить заморские «чудеса». Мама много рассказывала и о Дальтон-плане, и о бригадном методе обучения, и о многих других экспериментах.
Но кроме «горячих голов» были в руководстве страны и умные головы. Было решено вернуться к родным корням. В 1931 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». Основной формой обучения вновь стал урок. Было взято на вооружение всё лучшее, что было в образовании царской России и дополнено тем, что могло дать только социалистическое государство: реальной доступностью образования для каждого гражданина СССР.
Преемственность проявилась и в принятии принципа воспитания ответственности в процессе обучения. Сравниваю два ученических билета: Мамин, дореволюционной гимназистки, и мой, советский. Процитирую совпадающие требования:
- упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином;
- являться в школу чистым, причёсанным и опрятно одетым;
- быть почтительным с учителями, приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
- не употреблять бранных и грубых выражений, не курить, не играть в игры на деньги и вещи;
- беречь школьное имущество;
- быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным;
- слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сёстрах;
- дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.
Сколько издевательств было вылито на эти требования «прорабами перестройки», «борцами с тоталитаризмом», «архитекторами демократии».
- Где свобода личности?!
- Где права ребёнка?!
- Долой крепостное права советского образования!
- Освоим опыт образования демократических стран!
Освоили. Теперь у нас, как у них. Современный школьник знает, что он – полноправная личность. Про обязанности многие забывают, а некоторые даже не догадываются. Дайте мне, что хочу! К вершинам надо идти во что бы то ни стало. Можно и по головам окружающих. А если они мешают – устранить.
Так и поступил ученик 10 «А» школы №263г. Москвы Сергей Годреев, убив учителя и стража порядка в присутствии 23 одноклассников.
В этой школе есть Музей боевой славы имени К.К. Рокоссовского.
Гордеев хорошо знал о подвигах своих земляков, победивших фашизм.
Но кто они, эти герои, победившие фашизм, для убийцы Гордеева? Совки, воспитанные в духе «сними шапку перед учителем». А он, Гордеев, свободная личность. Способны ли «свободные» гордеевы защищать свободу России, обустраивать её? Не думаю.
Навряд ли можно воспитать гуманиста, творца, патриота в школе с решётками на окнах и вооружёнными охранниками.
К каждому воспитаннику охранника не поставишь. В маленьком городе США Фергюсоне полицейские в год убивают до 400 правонарушителей (во «демократия»!)Об этом сообщил «Евроньюс». Но порядка в городе нет.
Здоровую физически и морально молодёжь можно воспитать только в здоровом обществе.
Поэтому… Да здравствует социализм и советская школа!