24 мая в обладминистрации прошла презентация очередного проекта «Рациональная сеть городского транспорта общего пользования для Астрахани», разработанная московскими специалистами ОАО «НИИ автомобильного транспорта».
Представляющий проект Юлий Кунин отметил, что в Европе организации систем общественного городского транспорта во многом учились у нас и были крайне удивлены, узнав о нынешнем их в России состоянии. Они спрашивают: «Как вы могли это разбазарить?»
В Астрахани, по словам главного руководителя проекта Ю.Зеленского, нет общегородских автомагистралей с четкой, на всем их протяжении заданной шириной и не менее четырех полос движения в обоих направлениях.
В качестве недостатков работы общественного городского транспорта были названы следующие: слишком раннее, по сравнению с другими городами, окончание работы общественного транспорта: «После десяти вечера люди вынуждены добираться домой на такси, попутках или пешком». Масса бесхозных остановочных пунктов (разработчики проекта нашли хозяев не более, чем у 15% пунктов). Перенасыщенность маршрутками, водители которых сплошь и рядом возят пассажиров стоя, т.е. сверхнормативно. К тому же астраханцы - пассажиры сами организуют стихийные остановки маршруток, что чревато и ДТП, и созданием пробок. «Я ни в одном городе не видел, чтобы в часы пик прохождение общественного транспорта достигало 400 единиц в час - говорил Ю.Зеленский. - По нормативам, если пассажиропоток более 6000 человек в час, нужно пускать автобус и троллейбус. В Астрахани сейчас основной транспорт - маршрутки. И если мы не примем меры - город встанет. Вместо маршруток надо использовать больше автобусов малой вместимости -«ПАЗ» и средней - «ЛиАЗ», т.к. большим автобусам трудно вписываться в повороты астраханских улиц.
Было предложено сократить за счет объединения 22 маршрутов (многие маршруты дублируют друг друга) маршрутки. В часы пик их будет выходить на улицы 812 единиц, а не 1338, как сейчас, парк сократится до 950 единиц - сейчас 1612.
Суммарная вместимость парка за счет большего количества автобусов должна возрасти.
Было обращено внимание на 83-й маршрут. Он более чем на 90% проходит в городской черте и лишь на 3 км . углубляется за нее, а считается пригородным. Передать подобные маршруты в ведение городской администрации.
Специалисты НИИАТ высказали сугубо отрицательное отношение к ликвидации трамвая в Астрахани и стагнации троллейбусного парка, наиболее экологичных и экономичных видов транспорта по сравнению с автомобильным.
Зеленский отметил, что везде на троллейбусах больше порядка, чем на автобусах.
Местные власти выслушали рекомендации, но вряд ли что-то изменится. О замене «ГАЗелей» на автобусы говорят десяток лет, но денег в бюджете и раньше не было, а теперь «кризис», денег не будет не только на обновление, но и на сохранение статус - кво. Интересно, сколько еще на маршруте №139 будут ходить шведские «Вольво» выпуска середины прошлого века? Шоферы говорят, что в них уже ничего шведского нет, все советско-русское. Хотя бы раз губернатор проехал в таком автобусе в 35-градусную жару при неоткрывающихся окнах. Какие бы выводы сделал?
А.БЕЗРУКОВ ,
ветеран войны и труда,
ветеран КПРФ