There was a problem loading image 'images/news/2014/06/11003.png'
There was a problem loading image 'images/news/2014/06/11003.png'
15 июня 1914 года родился Юрий Владимирович Андропов. В этом году ему исполнилось бы 100 лет.
Биография его - типичная биография советского человека. Выпускник фабрично-заводского училища, рабочий, комсомолец, вожак молодёжи.
По ленинскому завету – всю жизнь учился: заочно в техникуме и университете, а больше путём самообразования. В 1939 году связал свою судьбу со Всесоюзной Коммунистической Партией (большевиков).
В тот год наша страна вела войну с белофиннами. После её окончания часть территории Финляндии была присоединена к СССР и образована Карело-Финская Советская Социалистическая Республика.
Молодой коммунист Андропов в 1940 году был избран первым секретарём ЦК ЛКСМ этой республики. Время было суровое. Всего год карело-финским комсомольцам выпало работать в легальных условиях, а в 1941-м началась Великая Отечественная война. Юрий Владимирович стал одним из организаторов подпольного и партизанского движения против фашистских захватчиков. Работе и борьбе отдавал всего себя.
После войны его переводят в аппарат ЦК партии, затем в Министерство иностранных дел. С 1953 года – посол СССР в Венгрии. В 1956 году там вспыхнул антисоциалистический мятеж, активно поддержанный Западом. Это испытание посол СССР прошёл мужественно и достойно, не уронив чести своего государства и оказав помощь венгерскому народу в отстаивании народной власти. Был сохранён социалистический курс Венгерской Народной Республики, позволивший ей успешно развиваться ещё более трёх десятилетий.
С 1957 г ода в ЦКК ПСС возглавлял отдел, отвечающий за связь с социалистическими государствами. Избирался секретарём, а позже – членом Политбюро ЦК КПСС.
В 1967 ему доверен пост Председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР. Здесь он показал себя выдающимся профессионалом, способным использовать для обеспечения гарантированного спокойствия и безопасности граждан СССР в любой точке нашей страны самые современные по тому времени методы, самую новейшую технику. При нём в Комитете госбезопасности был создан аналитический отдел, организовано первое в нашей стране антитеррористическое подразделение – «Альфа». Сотрудники КГБ эффективно противостояли подрывным действиям империалистических спецслужб. Затем он был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС.
Опираясь на метод марксистской диалектики, он сумел увидеть наши противоречия и трудности, объективно оценить ошибки своих предшественников в послесталинский период.
Прежде всего, это недооценка марксистско-ленинской науки, узкопрагматическое толкование её задач, пренебрежение теории, схоластическое теоретизирование.
Отсюда неумение ясно представить, где СССР находится и как и куда дальше двигаться. Много бед натворило хрущёвское забегание вперёд (построим коммунизм к 1980 году) и последующее топтание на месте в благословенные брежневские времена.
Был Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, были кафедры научного коммунизма в каждом вузе, но не было обновления революционной теории под воздействием революционной практики, потому КПСС не могла должным образом организовать и направить творчество рабочего класса, всех людей труда с одной стороны на преодоление противоречий, возникающих в нашем обществе, с другой – использовать противоречия социализма в качестве стимула его развития.
На чем должна была сосредоточить усилия КПСС?
Прежде всего -совершенствование социалистической демократии. Утверждение социализма немыслимо без твёрдой политической власти, классовое содержание которой – диктатура пролетариата.
«В нашей стране, - писал он, - это означало торжество демократии в самом буквальном смысле – подлинную победу народовластия...
Советская демократия входила в жизнь честно, не скрывая своего классового характера, не останавливаясь перед тем, чтобы узаконить привилегии людей труда по отношению к представителям эксплуататорских классов.
По с ути своей она всегда должна быть демократией..., готовой призвать к порядку тех, кто поднимает руку на социалистические завоевания народа». ( Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР).
Трудности развития советской демократии обусловливались материальными возможностями общества, уровнем сознания масс, их политической культурой и тем, что наше общество развивается «под холодными ветрами развязанной империализмом психологической войны». (Там же).
Десятки «радиоголосов» круглыми сутками стремились доказать советским людям, что без разделения властей нет и не может быть демократии.
Юрий Владимирович твёрдо стоял на ленинских позициях: советы, соединяющие законодательство, управление и контроль – это более эффективная форма демократии по сравнению с буржуазной. Методы демократизма при ней постоянно совершенствуются: расширяются хозяйские права и возможности рабочего человека на производстве, в общественно-политической практике.
В 70-80 годы вошли в жизнь и эффективно работали депутатские комиссии, народный контроль, постоянно действующие производственные совещания.
Совершенствование советской демократии требовало устранения бюрократической заорганизованности, формализма – всего, что сковывало творческую мысль и живое дело трудящихся.
Андропов требовал соблюдения принципа демократического централизма, который позволяет успешно сочетать свободное творчество масс с преимуществами единой системы научного руководства, планирования, управления в организации всей жизни социалистического общества.
На базе социалистической собственности в СССР была создана могучая, планомерно развивающаяся экономика, позволяющая ставить и решать крупные народнохозяйственные и социальные задачи.
Но Андропов ясно видел, что работа по совершенствованию хозяйственного механизма, форм и методов управления отстала от требований, которые предъявляет достигнутый уровень материально-технического, социального, духовного развития советского общества.
Не было оптимального сочетания личных, местных интересов, потребностей различных социальных групп с общенародными интересами. Необходимо было добиться этого сочетания для повышения производительности труда, повышения экономической эффективности в интересах трудящихся.
Нарушался и важнейший принцип социализма – каждому по труду. Нарушалось объективное экономическое требование опережающего роста производительности труда. «Без тесной связи с этим фактором повышение заработной платы, производящее вначале благоприятное впечатление, в конце концов... оказывает негативное воздействие на всю экономическую жизнь... Порождает запросы, которые не могут быть полностью удовлетворены при данном уровне производства, мешает устранить дефицит со всеми его уродливыми последствиями, вызывающими справедливое возмущение трудящихся». ( Андропов Ю.В. У чение К арла М аркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР).
Распределительные отношения требуют строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления и должны быть, по мнению Юрия Владимировича, в центре внимания партии, руководящей социалистическим обществом.
Если принцип социалистического распределения нарушается, приходится иметь дело с нетрудовыми доходами, летунами, прогульщиками, лодырями, бракоделами – нахлебниками общества, паразитирующими на гуманизме нашего строя.
Он хорошо видел, что р аботе посовершенствованию управления нашим народным хозяйством чрезвычайно мешают голое администрирование, шумиха, подмена реальных дел разговорами и бесполезными кампаниями вместо настойчивых, систематических усилий.
Очень волновало его наличие большого числа физически тяжёлых, непривлекательных работ, медленные темпы их механизации, а тем более автоматизации... «Всемерное ускорение темпов научно-технического прогресса, активное использование его достижений, прежде всего, на тех участках, где трудовые затраты особенно велики – вот чем надо настойчиво заниматься, – советовал он руководителям производств. - Объективный характер законов развития экономической системы социализма требует избавиться от всякого рода попыток управлять экономикой чуждыми ей методами».
Юрий Владимирович требовал от себя и от других, чтобы принятые решения выполнялись неукоснительно. «Это ленинская традиция нашей партии, и отступать от неё нам не к лицу», - говорил он.
Безвременная кончина Юрия Владимировича Андропова не позволила ему реализовать задуманное.
Но его теоретическое наследие непременно будет востребовано при возрождении социалистической России