Курортные заметки эпохи «братской войны»
Коктебель, август 2014-го. «Наш» Крым, едва отошедший от ненашей теперь Украины.
Если отвлечься на какое-то время от курортных удовольствий, ласкового моря, омывающего уставшее после горных переходов по выжженной земле тело, и взять в руки пульт телеящика, можно насладиться еще и прелестью украинского телеведения.
Почему-то в номере отеля вещали в основном украинские информационные и развлекательные каналы, в том числе и на русском языке. Устав от пропаганды россиянской, сперва с интересом вслушиваешься в украинскую речь, смотришь сменяющие друг друга картинки на экране. И спустя какое-то время замечаешь, что пропаганда она и в Африке пропаганда. И на Украине тоже. Только с точностью до наоборот отличающаяся от российской.
«В Украине нет гражданской войны, есть война с Россией» - это не только основной лейтмотив всех телепрограмм, транслируемых по ту сторону линии информационного фронта. Боюсь, что это и есть точка зрения подавляющего большинства украинского населения, которое сегодняшнюю Россию, посягающую на «незалежность» Украины, воспринимает как врага. Ведь украинские граждане доверяют телеящику больше, чем кому бы то ни было. Так же, как и российские, впрочем.
«Террористы» нанесли удар по таким- то населенным пунктам… Погибло столько-то человек... Войска Национальной гвардии захватили вооружение и боеприпасы «террористов»… С российской стороны границы обстреляли украинские позиции…
Всё вооружение с России, военспецы с России, провокации с России… Видеоряд иллюстрирует высказывания за кадром. Подлинные они? Кто знает…
По пунктам вскрывается технология российской агрессии. Высмеиваются ярлыки, навешанные российским агитпропом на украинскую сторону: «бандеровцы», «хунта», «фашисты». Грозно напоминают сюжеты телепрограмм о подавлении сопротивления в Чечне, во время которого федеральные войска не слишком скрупулезно разбирали, где боевики, а где мирные граждане. Зрителя отсылают к событиям более чем двадцатилетней давности, когда Россия отторгла от Грузии Абхазию. Или поближе – к грузино-осетинской войне 2008-го, в которой России отведена та же роль. Иная точка зрения не рассматривается. Грузия сегодня – лучший друг Украины.
Телевизионное ток-шоу. Кажется, «Свобода слова». Предполагается дискуссия. Гости в студии сидят по обе стороны. Но почему-то вещают одну и ту же мантру: Россия вероломная, Путин негодяй.
Украинский раненый лежит на койке госпиталя. У него нет портретика Бандеры, зато есть вера в правоту своей Родины. И встав с постели, он вновь пойдет зачищать Украину от «террористов». Это телесюжет. Где-то это уже было. Наверное, по ту сторону фронта.
Трогательная социальная реклама украинской армии, призывающая пополнять ряды «доблестных воинов», встающих на защиту «незалежности», транслируется ежедневно и вызывает умиление… Нашей бы армии такую информподдержку во время «замирения» Чечни!
Ни на одном телеканале нет программ ни о каких «фашистах» и «бандеровцах». Зато как-то раз (случайно) увидел документальный фильм о Ленине и Крупской, где хорошо подобранные актеры (Крупская ну просто гарна дивчина!) воспроизводят исторические события начала XX века. Как же давно не видно подобных программ на нашей, совсем небандеровской российской земле! Да и пресловутый украинский ленинопад - не продолжение ли многолетнего глумления над символами прошлого, инициированного в своё время российской демократической властью и общественностью? Незаметно как-то, чтобы кто-то на российской стороне возлюбил Ленина даже в пику «бандеровцам». А ведь, казалось бы, самое время.
На какой-то миг и в самом деле начинаешь верить, что маленькая, но гордая страна выдерживает натиск превосходящих сил агрессора. И скорее погибнет в пламени справедливой оборонительной войны, чем пожертвует своей «незалежностью». Быть гражданином такой страны – это и в самом деле честь. А защищать ее – священный долг.
Но отвлекшись на что-то, не связанное с телетрансляциями, понимаешь, что и всё только что увиденное – лишь пропаганда эпохи «братской войны». А как там на самом деле, нам не скажут ни те, кто воюет за свои идеалы, противоречащие идеалам другой стороны, ни те, кто взял в руки оружие, просто желая заработать, ни, тем более, те, кто управляет войной по обе стороны информационного и вполне реального фронта.
Судя по телекартинке, Украина живет в состоянии неподдельного патриотического подъёма. И если настроения украинского общества таковы, как они выглядят на каналах ТВ (а ведь и настроения российского общества в целом созвучны российской же пропаганде), то, как ни печально, «никогда мы не станем братьями». Или есть какой-то другой украинский народ, братский, небандеровский? Только вот где он? Разве что в историческом прошлом.
Лишь волны Черного моря не делят приехавших отдыхать на побережье Крыма людей на своих и чужих. Могут ласково заключить в свои объятия, а могут и накрыть с головой…