5 декабря 1936 года на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов была принята новая Конституция СССР, действовавшая (с изменениями и дополнениями) до 1977 года. Вот как её характеризует известный левый публицист и философ Рустем Вахитов:
«Тот факт, что она была и остается одной из самых демократических конституций мира, не отрицают даже наши либералы-антисоветчики. В ней провозглашались равенство всех граждан СССР, независимо от пола, национальности, социального происхождения, широкий набор политических свобод, право на тайные выборы из нескольких кандидатов. Правда, либералы скажут, что это была лишь декларация, пропагандистское «сотрясение воздуха», в реальности эти конституционные свободы в СССР отсутствовали. На выборах всегда был один кандидат от «блока коммунистов и беспартийных», попытка провести несанкционированный властями митинг расценивалась бы как антисоветская деятельность…
Действительно, в тех исторических условиях реализовать дарованные сталинской конституцией свободы было невозможно и дело даже не в Сталине и его государстве, дело в том, что сами люди того времени были к этому не готовы. Но все же самая демократическая сталинская конституция не была пустым звуком Она заложила основы для медленной, постепенной демократизации советского общества, плоды которой стали ощущаться много позже, уже после смерти Сталина, в 60-70-е гг.
Вспомним, что по конституции 1924 года в СССР было законное неравенство граждан. Эта конституция открыто ограничивала в правах «представителей эксплуататорских классов» (их так и называли – «лишенцы»). Даже просто объявление всех граждан СССР равными в их правах, независимо от их социального происхождения, было огромным шагом вперед. Безусловно, было множество людей, чьи судьбы сломало сталинское постановление о раскулачивании. Но сохранись конституция 1924 года, они сами, их дети и даже внуки официально остались бы «лишенцами» и не могли бы ни вступить в партию, ни попасть в вуз. Сталинская конституция провозгласила юридическое равенство детей кулаков и детей коммунистов и тем самым обеспечила право на нормальную жизнь (при всех бюрократических издержках) тысячам людей, которые были тогда еще детьми, а то и вовсе не родились…
Важность даже декларации демократических свобод можно понять, если обратиться к «законам Клишаса». Для многих читателей, возможно, это будет открытием, но в сталинском СССР не было статьи об «оскорблении государства» и даже об оскорблении главы государства и главы партии. И не могло быть, потому что это сразу же неприятно резануло бы слух советским людям старшего поколения, напомнило бы им закон Российской Империи «О преступлениях против Священной Особы Государя Императора и Членов Императорского Дома». Закон о неуважении к главе государства в СССР появился только лишь при Горбачеве, в 1990 году, но последнему генсеку он мало помог.
Понятно, что любой гражданин в 1930-е годы, публично оскорбительно отозвавшийся о товарище Сталине, был бы привлечен к ответственности по 58 статье как контрреволюционер. Но формально советское государство не запрещало гражданам как угодно высказываться о себе. И уже в 1970-е годы гражданин мог на этом основании «покачать права» и потребовать соблюдения «советской законности». Причем, органы правосудия в отдельных случаях могли и «закрыть глаза»; такое иногда случалось.
В путинской же России любые оскорбительные высказывания о государстве и чиновниках, если уж они зафиксированы, обязательно и незамедлительно повлекут за собой преследование, ведь налицо нарушение закона. Так где больше демократии: в СССР или в РФ?»