12 декабря в торгово-промышленной палате состоялось совещание по теме: «Выявление проблем катастрофического падения рыбных запасов Волго-Каспия».
На него были приглашены учёные, рыбодобытчики, представители власти. Каждой из этих групп предложено было определить проблемы, приведшие к тому, что сегодня астраханцы добывают рыбной продукции не более 20% от того, что добывали в середине прошлого века.
Проблемы назывались разные, пути их решения каждая группа предлагала свои, но все сходились на том что «есть комплексная программа использования биоресурсов Волго-Каспия, но нет комплексной программы их восстановления».
Что же привело к катастрофе?
с 2001г. уровень Каспия вновь стал подниматься, изменяя привычные для рыбы места обитания. Начало разработки континентального шельфа повлияло на кормовую базу многих рыб. Корысть энергетиков Волжского каскада ГЭС, не обеспечивающих условий паводка для естественного воспроизводства рыбных запасов. Загрязнение вод нефтепродуктами, промышленными и хозяйственными стоками. «В 2000 году моё судно 200 морских миль шло по плоту из кильки», - сказал один из выступающих.
Маловодье. Некогда судоходная Ахтуба в межень превращается в цепочку луж; засоляются, а то вовсе пересыхают подстепные ильмени. Несовершенство законодательства. Отмена нормы вылова для рыбаков- любителей привела к тому, что некоторые «любители» вылавливают по 200кг в день нашей рыбы и вывозят безданно беспошлинно. Множество мелких промысловых предприятий. Практически невозможно все их проконтролировать: одну они квоту выловили или две-три. Всплеск браконьерства. Повальная коррупция.
С чего начать решать эти проблемы?
Прозвучало: «Сегодня в стране нет идеологии. Может быть, создать региональную идеологию? Чтобы не только власть охраняла рыбу, но и народ, снизу?» Я вспомнила слова старого икрянинского рыбака: «Облавливать зимовальную яму, что спящих детей убивать». В народе-то идея нестяжательства жива, а вот у власть имущих?
Пример какой идеологии подают президент, премьер-министр, демонстрируя рыбацкие трофеи на всю Россию, добытые в заповедных местах?
Надо совершенствовать рыбоохранное законодательство. Охранять рыбные запасы должна одна организация и подходить с одной меркой к рядовому рыбаку-любителю и к Президенту. С неё и спрос. Пограничники и прочие пусть свои собственные обязанности выполняют. У семи нянек дитя без глаз.
Необходимо обеспечить компетентное управление водными ресурсами Волжского-Камского каскада водохранилищ. Учитывать график весенних попусков воды в низовья Волги, разрабатываемый межведомственной оперативной комиссией. Должное внимание уделять дноуглубительным работам и мелиорации.
Если говорить об Ахтубе, то по мнению начальника отдела охраны окружающей среды Ахтубинского района, углубление канала вряд ли поможет, так как Волга сама углубила своё русло. Держать уровень Ахтубы могли бы насосы, установленные возле ГЭС. В какой-то мере они регулировали бы и паводок.
Нужно понять, где мы находимся. Провести кадастровые изыскания водоёмов–нерестилищ, обеспечить их охрану. Совершенствовать режим рыболовства. Укрупнить промысловые предприятия. Возвращение промысловиков в море, в этот «детский сад», где подрастает молодь, и «дом отдыха», куда вернулись отнерестившиеся особи, чтобы восстановить силы, по мнению учёных, должно быть очень осторожным, ограничиваться ловом кефали, морской сельди.
Но экологические и антропогенные факторы таковы, что восстанавливать рыбные запасы только естественным путём невозможно. Надо поднять на более высокий уровень искусственное воспроизводство, модернизировать все рыбоводные заводы. Для начала хотя бы установить электронные счётчики для подсчёта выпускаемой молоди, а то ведь «подсчитываем «квадратно-гнездовым» способом».
Мы живём в XXI веке. Наука должна слышать бизнес, бизнес-науку. Бизнес обязан вкладывать в воспроизводство рыбных запасов и получать квоту в зависимости от того, сколько вложил. Но полностью эти затраты он не потянет. Велика в этом процессе роль государства. Примерами могут служить Иран, Китай.
Признаться ничего нового сказано не было. О перечисленных бедах и многих других, как и о путях их преодоления, мы слышим не первый год. Но в результате трёхчасового разговора были определены приоритеты для разработки стратегии развития рыбного хозяйства Волго-Каспия: обводнение и законодательство.