Местное самоуправление в России, гарантированное Конституцией, уже не первое десятилетие планомерно ликвидируется. Ещё один шаг на пути к этому - принятый недавно единороссовским большинством Госдумы «закон Клишаса-Крашенинникова».
Закон фактически отменяет 131-й закон, который регулировал вопросы местного самоуправления в течение 20 лет и открывает возможности для ликвидации поселенческого уровня власти и перехода из двух уровней местного поселения (поселение - район/город) к одному уровню.
Что значит ликвидировать органы власти в поселениях, оставив их только в райцентрах? Это брошенные сёла и малые города, отток населения, обезлюдение страны. Дистанция между людьми и властью существенно увеличится – не только в переносном смысле слова, а в километрах. Будет ликвидировано около 150 муниципальных мандатов и около 30 тысяч муниципальных служащих.
Как всё это соотносится со словами Президента РФ о том, что местное самоуправление должно быть властью, до которой каждый гражданин должен дотянуться рукой, непонятно. Более того, своей реформой «партия власти» по сути делает себе «выстрел в ногу», ведь тысячи муниципальных депутатов и служащих, которых могут распустить в более чем 15 тысяч населенных пунктах (и в том числе до 1 тысячи малых городов) - это и есть «актив» власти на местах.
Депутаты Думы Астраханской области принятием региональных законов уже фактически узаконивают переход на одноуровневую модель местного самоуправления в нашем субъекте федерации.
Что этот переход будет означать для астраханцев?
Бюджеты пока ещё существующих сельских советов составляют примерно 2-2,5 млн. рублей. Этого недостаточно для содержания школ, детских садов, медицинских учреждений, пожарных частей, сельских клубов,обеспечения эффективной работы системы ЖКХ, поддержания в хорошем состоянии дорог, решения проблем экологии и т.д.
Если эту власть убрать совсем, значит вся инфраструктура будет практически уничтожена. Сельчане окажутся отрезаны от всех социальных благ. А учитывая, что в сёлах отсутствует работа, молодёжь будет покидать эти места, останутся только старики.
Все земли пока ещё существующих сельских муниципальных образований уже практически выкуплены. На этих территориях создаются крупные автоматизированные агропромышленные комплексы, собственники которых и вовсе не заинтересованы в благосостоянии местных жителей, так как они могут использовать более дешёвый наёмный труд, привлекая мигрантов из Средней Азии для черновой работы или превращать часть жителей региона в сезонных батраков без социальных выплат и налоговых отчислений.
У капиталиста, озабоченного получением прибыли, отсутствует желание направлять часть продукции (урожая) по себестоимости (разумной цене) в розничную продажу, что создаёт её дефицит и небывалый скачок цен в период уборки урожая на местном рынке.
В этой ситуации в Астраханской области жёстко ограничивают, а в некоторых случаях запрещают лов рыбы, который даёт людям возможность пропитания и вынуждает заниматься браконьерством.
Всё это делается для того, чтобы избавиться от «лишнего» сельского населения, ограничить его социальное и медицинское обеспечение, снизить культурный и общеобразовательный уровень. Власть хочет сосредоточить центры управления в районах из числа назначенных управленцев - низкой квалификации, зачастую не имеющих никаких местных корней. Крупному капиталу открывают возможность безгранично использовать земельные и водные ресурсы области. Районные округа будут самостоятельно распоряжаться ещё не проданной землёй и получать деньги от аренды земельных участков по собственному усмотрению, что приведёт к созданию новых коррупционных схем.
Область ждут тяжёлые времена. Полное отмежевание власти от нужд сельских жителей региона приведёт к дальнейшей миграции населения, росту смертности, нищеты, безработицы.Опустевшие земли будут заселены менее прихотливыми приезжими из других республик, что неизбежно приведёт к глубокому изменению национальных, культурных и религиозных ценностей в регионе. При этом сами сельские советы вынуждены отдавать свои полномочия, так как самостоятельно существовать просто не могут при такой внутренней политике нашего капиталистического государства.
Вертикаль власти в нашем регионе создаёт все условия (необходимую инфраструктуру) для развития крупного капитала. Для капиталиста в первую очередь стоит вопрос прибыли, а население для них - товар, чью рабочую силу скупают по дешёвке. Сельское население ради выживания вынуждено идти на любую предложенную работу, молчать и безропотно подчиняться кабальным условиями труда.
Ведь их в любой момент могут уволить без всяких объяснений - тогда где взять деньги на погашение кредитов? Сразу обостряется вопрос: на что кормить и одевать семью? А если кто-то серьёзно заболеет, то остаётся идти просить милостыню или просто смириться с неизбежной потерей близкого человека. О получении высшего образования для сельских детей вопрос даже не стоит. Остаётся одно - бросать родную землю и подаваться на заработки в другие регионы. Что зачастую приводит к подрыву здоровья и разрушению семей.
В условиях, когда так необходима победа в СВО, данные непопулярные меры в интересах крупного капитала не будут способствовать сплочению общества, его консолидации, к чему постоянно призывает Президент РФ.
Фактически всё это означает ликвидацию последних остатков народовластия.
КПРФ настаивает на том, что стране нужна стратегия развития местного самоуправления.
Мы считаем, что не следует спешить переходить на одноуровневую модель местного самоуправления. Две модели местного самоуправления (одноуровневая и двухуровневая) должны быть равноправными, а регионы должны иметь возможность сравнивать, чтобы можно было, поработав в одной модели и признав её неэффективной, вернуться в другую. Законодательная власть в России должна создать полноценную систему местного самоуправления, а не просто принять один закон, который заточен на один уровень.
Местное самоуправление должно остаться опорой власти, тем местом, где инициативные люди будут служить своей малой родине.
Легко разрушить то, что хорошо работает более ста лет. Но часто бывает так, что благие намерения приводят к прямо противоположным результатам.
Первый секретарь Астраханского обкома КПРФ Сергей СЕВАСТЬЯНОВ