Ещё несколько лет назад ТКО - твёрдые коммунальные отходы (или как раньше ТБО), согласно статьи 14 ФЗ-131 «О местном самоуправлении», были проблемой местного самоуправления. Для решения этой проблемы в бюджетах всех уровней предусматривались бюджетные средства, за счёт которых и решались вопросы сбора, вывоза и захоронения бытового мусора, содержание городских свалок. Надо сказать, что для бюджета это не было слишком большой обузой.
Но вот в 2016 году нашлись «умники», которые поняли, что на мусоре можно крупно «заработать». Понятно, что это «особо приближенные к его величеству». С этой целью была развёрнута большая работа на федеральном уровне по подготовке вносимых изменений во все документы, касающиеся регулирования обращение с ТКО.
Была придумана необходимость передачи вопроса обращения с ТКО от МСУ (местного самоуправления) отдельному региональному оператору. Парадокс: местное самоуправление якобы не совсем справляется с этой проблемой, а вот отдельный предприниматель, у которого ничего нет, предполагается, что справится с этой проблемой на отлично.
В 2016-2017 годах были внесены все необходимые изменения в действующие нормативно-правовые акты (НПА), причём, если в федеральные законы внесены только общие вопросы регулирования обращения с ТКО, то в постановления правительства РФ и Астраханской области (АО) внесены именно те изменения, точнее в той форме, которые дают региональному оператору такие права, что даже такой надзорный орган, как федеральная прокуратура, просто меркнет.
Этот и другие вопросы были подняты на Совете председателей представительных органов в Думе Астраханской области. Председатель Думы АО тут же дал поручение председателю комитета Думы АО по вопросам ЖКХ рассмотреть этот вопрос на расширенном заседании комитета с приглашением авторов этого обращения.
16 ноября в 10-00 на комитете ЖКХ Думы АО первым вопросом рассматривался именно вопрос обращения с ТКО и качество работы регионального оператора. Необходимо отметить, что Дума АО всерьёз начала заниматься вопросами тарифов на обращение с ТКО только после обращения к ней представителя Ахтубинского района – главы села Батаевка Франчука А.Д. Моё обращение как председателя Совета усилило значимость рассматриваемого вопроса.
А.Д. Франчук к этому времени уже прошёл путь от подсчёта и перепроверки тарифов, утверждённых службой по тарифам, до Верховного суда РФ, который признал Постановление министерства ЖКХ Астраханской области № 50-п от 21 ноября 2016 года (в ред. от 13.03.2018 г.) в части утверждения нормативов накопления ТКО для домовладений недействующим.
Таким образом, в настоящее время до производства перерасчёта нормативов региональный оператор не имеет права выставлять счета за вывоз ТКО. Парадокс нашей области заключается в том, что мало того, что господин А. Жилкин превратил нашу область в экспериментальную площадку России, а жителей сделал «подопытными кроликами», министерство издало новое постановление, фактически не снизила, а повысила тариф накопления для населения.
Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) своим решением 21 сентября также признала службу по тарифам Астраханской области нарушившей тарифное законодательство в области обращения с ТКО.
Таким образом, на комитете по ЖКХ Думы АО был поставлен вопрос о немедленном производстве перерасчёта как нормативов накопления, так и тарифов на обращение с ТКО, причём с обязательным введением дифференциации территорий.
Дополнительно к этому мной был поставлен вопрос о передаче полномочий представительному органу муниципального образования «Город Ахтубинск»:
- По установлению нормативов накопления ТКО (это предписано Постановлением Правительства РФ № 269 от 04.04.2016г.);
- По регулированию тарифов в области обращения с ТКО (установлено статьёй 24.9 федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления».
Мной также было предложено ввести обязательность дифференциации нормативов (для МКД и частного сектора).
В процессе анализа «Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории АО» от 07.02.2017 г. в пункте 2.1.2. записано, что региональный оператор обязан обеспечить «стопроцентное заключение договоров на услуги по обращению с ТКО с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в зоне деятельности регионального оператора, обратившимися в адрес регионального оператора в установленные действующим законодательством сроки». Однако в Ахтубинске представительство регионального оператора в наглую где-то (вряд ли законно) приобрело адреса и фамилии собственников земельных участков и занимается выписыванием счетов на оплату за якобы вывоз ТКО. Реально после проведенной проверки объём вывозимых ТКО региональным оператором более чем в два раза завышен, что говорит об умышленно завышенных в два раза тарифах. Подобный анализ был сделан и в Астрахани, он дал такие же результаты.
Таким образом, на территории Ахтубинска и всей Астраханской области региональный оператор не имеет права самостоятельно предъявлять счёт на оплату, если с ним договор не заключён или если он не докажет, что вы фактически пользуетесь его услугами (наличие конклюдентных действий потребителя услуг).
Договор на обращение с ТКО заключается управляющей компанией (для МКД) или гражданином (частный сектор).
Одновременно надо учесть, что в настоящее время тариф в 99,32 признан и ФАС и Постановлением Верховного суда недействующим, следовательно, не подлежащим применению.
Спасибо господину А. Жилкину, который позволил господину А. Минаеву - региональному оператору, нас с вами обдирать, как липку.
Всё это было бы только статьёй для газеты, если бы министерство ЖКХ АО 27 ноября 2018 года не издало новое Постановление, которым фактически переутвердило старое, признанное неверным даже Верховным судом решение, то есть полностью наплевало на решение областного суда, подтверждённое Верховным судом. По-видимому, нашему правительству законы не писаны. Невольно приходится думать, что министерство ЖКХ АО находится в сговоре с региональным оператором.