17 октября на семинаре-совещании актива КПРФ в Подмосковье выступил секретарь ЦК КПРФ Н.В. Арефьев. Депутат сравнивает экономические показатели РСФСР и современной России (2013 год).
- Сегодня все говорит о том, что миф о «социальной направленности бюджета», не что иное, как болтовня, чтобы замаскировать политику по целенаправленному уничтожению остатков научно-технического и производственного потенциала России с целью расчистки экономического пространства для финансово-экономической колонизации страны со стороны глобального бизнеса.
Федеральный бюджет сформирован, как и в прошлые годы без учета экономических санкций и кризисного состояния экономики. Как будто ничего не произошло! На развитие экономики и сельского хозяйства выделяется еще меньше средств, чем в текущем году, следовательно, обещанного импортозамещения и подъема экономики не предусматривается. На треть вырастают расходы на вооружение. Видимо импортозамещение правительство будет проводить посредством Вооруженных Сил.
Исходя из социально-экономического прогноза, разработанного Минэкономразвития, согласно которому в 2015-2017 годах ожидается прирост ВВП до 1,2% в 2015 году, а затем и до 3% в 2017 году с 0,5% в 2014 году. Однако это не рост! И обеспечиваться он будет спекулятивным капиталом и военными заказами, а не «импортозамещением».
Паралич власти. Стагнация в экономике.
Сегодня много говорится о конкурентоспособности отечественной продукции, об импортозамещении, но этот вопрос необходимо рассматривать с точки зрения модернизации промышленности, это главный ключ к качеству продукции. Производство товаров должно быть не кустарным, а высокотехнологичным. Однако советский промышленный потенциал изношен, а новый не создан, многие отрасли вообще уничтожены. Степень износа оборудования на действующих предприятиях – 47,7%, а в некоторых отраслях 80%, коэффициент выбытия оборудования – 0,7%, коэффициент обновления – 4,8%. Старение оборудования значительно опережает его обновление. Следовательно, на изношенном оборудовании качественную продукцию не сделаешь, а условие экспорта требуют, чтобы товар был по качеству выше установленных мировых стандартов.
Значит, необходимо развивать отраслевую науку, крупные технологические комплексы, способные насытить рынок и обеспечить качество и потребительский спрос на продукцию.
Однако ничего этого нет. За 8 месяцев промышленность сработала с ростом 1,3% к уровню 8 мес. пошлого года и с падением к уровню июля 2014 года. Сельское хозяйство снизило темпы роста вдвое к уровню прошлого года. Вполне очевидно, что правительство никаких мер не принимает. Все катится под откос.
Снизилось производство угля и газа, автомобилей и автобусов, турбин, тракторов и комбайнов, станков и печатных плат и многого другого. Состояние машиностроения характеризует производство подшипников и электродвигателей. Их производство в прошлом году снизилось наполовину, а в этом году на 23 и 18% соответственно. Следовательно, машиностроение продолжает деградировать. К этому прибавляется отсутствие поступления элементной базы с Украины, а призыв все делать самим остался не замеченным в правительственных кругах. Что мы сегодня производим?
Если сырьевые продукты сегодня страна производит меньше уровня 1990 года, но хотя бы на 10-20%, то продукция машиностроения выпускается в десятки и сотни раз меньше.
Наименование товара 1990 г. 2010 год 2013 г.
Тракторы тыс. шт. 213 6,2 5,6
Сеялки тыс. шт. 51,1 1,754 2,2
Комбайны зер. Тыс. шт. 65,7 4,302 4,2
Станки метал-реж. Тыс. шт. 74,2 2,0 2,9
Машины КПО тыс. шт. 27,3 1,928 1,8
Экскаваторы тыс. шт. 23,1 2,097 1,7
Тепловозы шт. 46 33 66
Грузовики тыс. шт. 665 153 209
Троллейбусы тыс. шт. 2308 397 517
Автобусы ты. Шт. 51,9 40,8 52,9
Холодильники тыс. шт. 3774 3556 4114
Стиральные машины тыс. шт. 5419 2700 3830
Ткани млн. кв. м. 8449 3199 4132
В том числе ХБ 5624 1484 1309
Обувь млн. пар. 385 97,1 114
Мясо тыс. т. 6484 1140 1120
Молоко тыс. т. 20800 486 5345
Мука тыс. т. 20700 8963 9114
Поголовье скота:
Крупный рогатый млн. гол. 57 21 20,3
Коров ……………………………… 20,5 9.1 8,8
Свиней …………………………… 22,6 16,2 20,3
Овец, коз ………………………… 28 21,7 23,9
В 2013 году построено 17 пассажирских самолетов, в советское время строили 200 самолетов в год.
- Из 48 тысяч крупных сельских хозяйств уничтожено 39 тысяч.
- Уничтожено 72000 промышленных предприятий.
- Закрыто 14,5 тыс. школ. (четверть)
- Закрыто 600 вечерних школ. (более четверти)
- Закрыто 1468 учреждений начального профессионального образования. (третья часть)
- Из 1108 Вузов в 2011 году осталось 972. 620 государственных и 352 частных. Планируется закрыть 143 Вуза в ближайший год.
-Число больничных учреждений сократилось вдвое (на 6000 ед.)
-Число поликлинических учреждений сократилось на 3200 ед. (на 15%)
-Число женских консультаций сократилось на 3000 ед.
-Число ФАПов сокращено на 7000 ед.
-Закрыто 42,3 тысячи детских садов. 1,7 миллиона детей на очереди в детский сад
-Закрыто 24,8 тыс. клубов и ДК. (третья часть)
-Закрыто 15,6 тыс. библиотек. (четвертая часть)
- Из 77,2 тыс. киноустановок осталось 7 тысяч.
- Закрыто 2,9 тыс. пионерских лагерей (более половины)
- Уничтожено 20 000 деревень. Еще в 36,2 тысячах деревень проживают до 10 человек. Уничтожено 835 поселков городского типа
От великой экономики остались жалкие остатки и с этими остатками Правительство РФ собирается угрожать миру.
С марта месяца текущего года действуют экономические санкции в отношении России. Действуют и санкции, которые российское правительство ввело в ущерб стране в отношении своих противников. Причем как ввело! Запретили ввоз в Россию уже оплаченной продукции. Российский бизнес потерял около 140 млн. долларов. К тому же санкции России к своим противникам вызывают недоумение. В мировом ВВП Евросоюз и США занимают почти 60%, а Россия только 2,8%. Силы явно несоизмеримые. Более того, за 6 месяцев 2014 года в торговом обороте России 345 млрд. долларов (из 396) приходится на дальнее зарубежье, а на Таможенный Союз всего 25 млрд. долларов. Зависимость от Запада очевидна.
Прошло более полугода, но никакой реакции правительства, направленной на расширение промышленного и сельскохозяйственного производства нет. Нет программ, планов быстрого реагирования, изменения инвестиционной и денежно-кредитной политики. Нет ничего!
Возможен ли подъем экономики в связи с введением экономических санкций в отношении России? В любой другой стране это бы случилось непременно, но не в России! Вопрос импортозамещения обсуждается везде, но только не в правительстве. Там обсуждается вопрос о замещении польских яблок китайскими, европейских овощей турецкими, о собственном производстве пока речи не идет.
Сегодня в России сложно найти отрасль, которая бы работала эффективно и на пользу граждан страны. Приватизация МПС привела к гонке железнодорожных тарифов, которые увеличились в 8,6 раз, но при этом снизился пассажирооборот и грузооборот. Неутолимая жадность привела к тому, что в 2013 году было отменено 235 поездов дальнего следования из 820. В начале 2014 года отменено еще 19. Продолжается массовое сокращение пригородных поездов от Кавказа до Хабаровска.
Точно также сокращается сеть авиационного сообщения в РФ. Из 1302 аэропортов, имевшихся на начало 1992 года, осталось 329. Пассажирские перевозки на легких самолетах сократились в 40 раз, а на самолетах вместимостью 12 мест - более чем в 50 раз. Авиация стала недоступной для населения. 80% авиапарка – самолеты иностранного производства.
В то же время импорт машин и оборудования за полугодие составил 68,5 млрд. долларов или 2,6 трлн. рублей. Средства немалые и они очень бы пригодились отечественной экономике. Однако пока не видно политической воли для восстановления отечественного машиностроения. Экспорт машиностроительной продукции за полугодие составил всего 4,4% от общего объема. При таких объемах экспорта машиностроительной продукции ВТО нам просто не нужна.
Особая роль отводится сельскому хозяйству.
Санкции на ввоз продовольствия не оживили сельское хозяйство. В этой отрасли пустые призывы никаких изменений не произвели. Сельское хозяйство живет своей полуголодной жизнью. В советское время Агропромышленный комплекс давал около 20% объема валового продукта, сегодня - 4,4%. Село практически полностью обеспечивало продовольственную безопасность державы.
Сегодня неумолимо растет импорт продовольствия. В первом полугодии 2014 года Россией было закуплено продовольствия на сумму 20,2 млрд долларов или 767 млрд рублей. Это составляет 14% от всего импорта. По итогам года это составит более триллиона рублей. Эти денежные средства могли бы пойти на финансирование собственного сельского хозяйства, но Правительство России предпочитает финансировать чужое. Что мы закупаем? В номенклатуре импорта мясо, мясо птицы, рыба, молоко и молочные продукты, масло сливочное и сыры, картофель, помидоры, лук, чеснок, огурцы, яблоки и даже подсолнечное масло. Может эти продукты Россия производить сама? Может и в советское время производила в достаточном количестве.
Продуктов животноводства не хватает, потому что снизилось поголовье скота. В 1990 году крупного рогатого скота было 57 млн. голов, сейчас 20,3 млн. Коров было 20,5 млн. голов, осталось 8,8 млн. и это поголовье сохраняется на этом уровне уже 20 лет. Значит это политика правительства. Причем, если в растениеводстве преобладают крупные хозяйства, то в животноводстве доминируют домашние хозяйства, которые выращивают 46% КРС, 22% свиней и 46% овец и коз. Домашние хозяйства выживают без помощи государства и производят вручную то, на что хватает сил.
Такая политика привела к тому, что производство мяса по сравнению с 1990 годом в 2013-м снизилось в 6 раз, молока – в 4 раза. Душевое потребление этих продуктов снизилось на 14% и 37% соответственно. При всем этом стране приходится закупать эти продукты за рубежом. Только за 6 месяцев текущего года было закуплено мяса – 424 тысяч тонн, молока- 153 тыс. тонн, молока, сгущённого – 78 тыс. т. Масла сливочного – 65 тыс. т. Сыра и творога – 181 тыс. т.
Еще хуже с растениеводческой продукцией. Если зерновыми и масличными культурами в основном занимаются крупные сельхозпредприятия и фермеры, и их производство учитывает статистика, то такие культуры, как картофель овощи и фрукты производятся в личных подворьях граждан и статистике не подвластны. Сегодня граждане производят 86% картофеля и 77% овощей. Но вот сколько это? Это знают только губернаторы, которые пишут цифры какие им надо.
Между тем за 6 месяцев 2014 года было закуплено за рубежом 618 тыс. тонн картофеля, 596 тыс. тонн помидор, 334 тыс. тонн лука и чеснока, 118 тыс. тонн огурцов, 730 тыс. тонн яблок. Что, Россия уже не в состоянии обеспечить себя луком, который может расти на всей ее территории? Или овощи и арбузы нельзя выращивать в Астраханской, Волгоградской областях и других южных областях страны? Все можно, но нет политической воли Правительства.
Не развиваются крупные сельхозпредприятия. Они доминируют в производстве зерновых, масличных культур и сахарной свеклы, а в остальных направлениях их крайне мало. Крупные предприятия обладают крупными денежными средствами и крупным имуществом. Им дают кредиты, и они сами на многое способны в отличие от мелких. Именно это обстоятельство не дает развиваться сельскому хозяйству. Масштабы развития сельского хозяйства демонстрирует статистика. За 5 месяцев 2014 года в стране было построено: помещений для КРС на 34 тыс. мест. Для свиней – на 529 тыс. мест., для овец – на 4,5 тыс. мест., для птицы на мясо – на 11 тыс. кур., теплиц – на 33 га., для рыбоводных хозяйств – на 0,3 тыс. т., кормоцехов для животных – на 30 тонн в сутки. Эти объемы хороши для отдельно взятого района, а для страны, претендующей на звание великой державы просто ничтожны.
Производство сельхозтехники практически уничтожено. Если в советское время тракторов производили 213 тыс штук в год, то в 2013 году – 5,6 тыс. штук. Зерноуборочных комбайнов производили 65,7 тыс. штук, сейчас 4,2 тысячи. Сеялок производили 51 тысячу, сейчас – 2,2 тысячи. Минеральных удобрений вносится 20% от уровня 1990 года, органических – 13,5%.
За годы реформ посевная площадь сельскохозяйственных культур уменьшилась на 41 млн. га, посевы зерновых культур уменьшились почти на 20 млн. га.
Для достижения показателей, обеспечивающих продовольственную безопасность, следует иметь тракторный парк в составе 3 млн. единиц, исходя из расчета 2,5 трактора на 100 га пашни, и по одному комбайну на 100 га посевов. Сегодня в 6 раз меньше.
Отрасль в целом потеряла в интегральных оценках производства примерно в 3-4 раза к уровню 1990 года. В том числе в 4 раза уменьшились инвестиции, в 17 раз снизилась государственная поддержка сельского труженика. В общих основных фондах страны доля сельского хозяйства сократилась в 4 раза. Как крестьянину конкурировать с западными производителями, если там поддержка составляет 350 евро на гектар, а в России крестьянин на гектар пашни получает примерно 208 рублей?
Недостаток продовольствия вызвал рост цен с начала 2014 года на 6,3%. По данным МИНЭК продовольственная инфляция за год составит 13%. Потребительские цены на основные продукты питания выросли за 9 месяцев на: кур- 24%, свинину – 25% сахар-20%, пшено-16,6%, хлеб – 4,5%, молоко- 11%.
Отказ от закупки продовольствия в Польше и Украине может вызвать дополнительный рост цен, так как к импортозамещению страна не готова. Можно импортировать из других стран, особенно членов БРИКС. Но в политике все нестабильно. Сегодня страна – друг, завтра враг! А поэтому надо иметь свое, если это возможно. В России мы можем производить все необходимые сельскохозяйственные культуры, за исключением тропических. Так надо их производить! Но не только это!
Прежде чем производить, необходимо на службу производству поставить отечественную торговлю. Это не дело, когда 90% торговли отдано зарубежным торговым сетям. Это они являются тормозом в развитии нашей экономики и особенно сельского хозяйства. Зарубежные торговые сети не берут продукцию России под любым предлогом, реализуя продукцию своих стран и вывозя российские денежные ресурсы. И получается, отечественное крестьянство торгует своей экологически чистой продукцией под палящим солнцем на больших дорогах в безобразных камышитовых шалашах, а импортные товары продают в зеркальных супермаркетах.
Иностранным торговцам помогает российское правительство, ликвидируя колхозные рынки, малый торговый бизнес. Если 10 лет назад объем торговли на рынках составлял 23,8% то в текущем году всего 8,3%. Более 15 процентов перешло к иностранным сетевым магазинам. Оставшиеся рынки тоже не для российского крестьянства, они оккупированы азербайджанской мафией и условия входа туда диктует самозваный хозяин. Сегодня цены нам диктуют иностранные торговые центры «Ашан», «Метро», «Атак» и другие, а также базарная мафия. Вот для чего фракция КПРФ внесла закон, позволяющий осуществлять государственное регулирование ценообразования!
Галопирующее повышение цен идет в ногу с падением жизненного уровня населения. Если средняя зарплата по стране в декабре прошлого года была 39648 рублей, то в августе она вышла на уровень 31540 рублей, то есть снизилась на 20%. По отношению к августу 2013 года зарплата поднялась всего на 1,4%. Общие же денежные доходы населения в августе составили 28714 рублей, что на 10000 меньше, чем в декабре 2013 года.
Общее обнищание усугубляется наращиванием дополнительных платежей, особенно в сфере ЖКХ. Плата за ТСЖ, ОДН, капитальный ремонт, за лицензии ТСЖ, оплата чужих неплатежей. Всего этого совсем недавно не было, теперь есть! Правительство явно старается переложить весь комплекс ЖКХ на тощие кошельки граждан. Но идея народного финансирования бесперспективна, а зарубежные образцы для России неприемлемы, поскольку зарплата и пенсии в России в 6 раз меньше, чем в Евросоюзе.
Нельзя сказать, что правительством ничего не предпринимается. В регионах реализуется 70 инвест-проектов по модернизации жилья на сумму 227 млрд. рублей, из которых 139 млрд. – частные инвестиции. Но если сравнить это с требуемыми средствами – 72 трлн. рублей, то становится очевидным, что это просто не серьезно. При этом необходимо помнить, что в стране 51% домов нуждается в кап. ремонте, а в этих домах проживают 45 млн. человек
Совершенно очевидно, что за счет доходов граждан эту проблему не решить. Граждане едва способны оплачивать текущие расходы ЖКХ и рост зарплаты его работников.
Но проблема не только в жилье, сильно изношены основные фонды ЖКХ. По официальным данным износ составляет в среднем более 61 %, значительная их часть находится в аварийном или предаварийном состоянии: износ котельных 54,5%, коммунальных сетей водопровода - 65,5%, канализации - 62,5%, тепловых сетей - 62,8%, электрических сетей - 58,1%, насосных станций - 57,1%, очистных сооружений канализации - 56,2%. Порядка 50% оборудования в коммунальном комплексе было изготовлено 20 лет назад.
Все это надо приводить в порядок. Но денег давать не хотят. Хотят все это поправить за счет населения. Введение социальных норм потребления услуг ЖКХ повышает тариф в разы.
В стране идет перерасчет налога на недвижимость по рыночной стоимости. По данным министерства налог на недвижимость вырастет в 6 раз, значит, вырастут платежи народа в 6 раз.
Та же процедура проводится по поселенческим землям. Их кадастровую стоимость увеличивают от 6 до 60 раз. И если сельчане за приусадебный участок платили 200-300 рублей, то теперь придется платить от 8500 рублей и выше. За этим последует сокращение приусадебных участков, свертывание овощеводства и скотоводства, половина которых сегодня производится в личных подворьях граждан.
Чтобы защитить наших самых незащищенных граждан мы разработали закон «О детях войны» с предоставлением им льгот, который будет рассмотрен в октябре текущего года.
Чтобы защитить всех граждан России от произвола в ценообразовании мы разработали поправки в закон «О торговле», по которым цена не может быть выше двукратной себестоимости.
- Мы предлагаем национализировать торговлю, поскольку она на 90% принадлежит иностранным сетевым торговым организациям и не берет на реализацию отечественную продукцию.
- Чтобы решить вопрос импортозамещения необходимо решить вопрос модернизации производства. На устаревшем оборудовании высококачественную продукцию не сделаешь.
- Восстановить производственную и социальную инфраструктуру. Да! Для строительства новых заводов нужны и дороги и водопроводы и школы и больницы. Все это нужно восстанавливать.
- Создать новую денежно-кредитную политику, которая должна обеспечивать объемные долгосрочные дешевые кредиты для экономики.
- Изменить законодательство с целью сокращения издержек производства. Именно этот аспект сделал нашу продукцию неконкурентоспособной и очень дорогой. Кроме того правительство наращивает налоговую нагрузку, не заботясь о том, что именно этим оно сокращает производство в нашей стране.
Все это мы предлагали много раз, но правительство глухо к нашим предложениям.
Стагнация в экономике продолжится
В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» за 3 года уменьшаются на 90 млрд. рублей.
О каком развитии экономики можно в таком случае говорить?
Сокращается финансовое обеспечение развития особых экономических зон ежегодно на более чем 4 млрд. рублей.
Сокращение бюджетных ассигнований предусмотрено также по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства», почти на миллиард за трехлетку.
Обращает на себя внимание постепенное снижение доли расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики с 15,9% в 2014 году до 13,7% в 2017 году.
Кроме того, отрицательные темпы роста запланированы для расходов на ТЭК и сельское хозяйство в 2015 году, на сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт и связь в 2016 году, лесное хозяйство и транспорт в 2017 году.
По программному формату федерального бюджета отмечается снижение доли расходов распределенных по госпрограммам в общем объеме расходов бюджета с 58, 3% в 2014 году до 51,2 % в 2017 году. В 2015-2017 годах ожидается сокращение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ в 2016 году на 201 млрд. руб., а в 2017 году – еще на 17,6 млрд. руб.
Таким образом, снижая ассигнования на экономику, правительство сознательно стимулирует упадок отраслей экономики, понимая, что инвестиционная политика также не будет стимулом к развитию.
Наука у опасной черты
Для масштабного импортозамещения в промышленности, попавшей под санкции, необходимо кратное увеличение расходов на НИОКР с целью воспроизводства существующих в мире технологий. Тем не менее, расходы на фундаментальную науку падают в реальном выражении с 0,2% ВВП в 2014 г. до 0,1% ВВП в 2017, а на прикладную за этот же период - с 0,4 до 0,2% ВВП. Расходы на научные исследования в области ВПК сохраняются на уровне 0,3% ВВП, но если они не будут поддержаны отраслевыми НИОКРами, военная продукция останется штучной и весьма дорогой.
Будем пить чужое молоко и есть чужое мясо
Общие ассигнования на сельское хозяйство уменьшены со 170 млрд. в 2014 году до 167 в 2015 году. Финансирование всех программ по развитию сельского хозяйства значительно урезаны. Исчезли программы по социальному развитию села и плодородию почв, а без социальной и производственной инфраструктуры сельское хозяйство развиваться не будет. Зато на «обеспечение реализации Государственной программы» выделено средств 22 млрд. рублей, что составляет половину от, выделенных на растениеводство.
Субсидии на производство молока уменьшены на 7-8 млрд. в год. В среднем на 2,2 млрд. рублей ежегодно уменьшаются ассигнования на региональные программы развития животноводства.
Следовательно, импортозамещение будет означать замещение импортом отечественной продукции. Иначе и быть не может. Промышленность и сельское хозяйство развивать не будут, но развитие этих отраслей не возможно без развития инфраструктуры, расходы на которую не увеличиваются, а уменьшаются, либо остаются на уровне 2014 года в микроскопическом объеме. Незначительно только увеличиваются ассигнования на дорожное хозяйство до 0,9 %ВВП, на водное хозяйство, транспорт, связь все остается про-прежнему.
Экономика знаний правительству не нужна
Главным «локомотивом» роста в современном мире является «экономика знаний» (наука, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение), которая являются катализатором развития всех других отраслей.
Однако в бюджетной системе с 2014 до 2017 года доля расходов на образование в ВВП сокращается с 4,2% до 4,0%, а на здравоохранения – с 3,7% до 3,3%. В ближайшие три года предполагается сократить объем расходов федерального бюджета на здравоохранение на 24% в 2015 г. В 2016-2017 гг. темп роста финансирования здравоохранения из средств федерального бюджета будут близки к нулю. В целом на программу развития здравоохранения в 2015 году выделено 271 млрд. руб., а в 2017 году только 264 млрд. руб. Таким образом, расходы на здравоохранение сокращаются на 12% в номинальном выражении, а с учетом инфляции – на 20%. При этом финансирование стационарной медпомощи снижается на 35%.
Об инновациях только говорят
Не лучшим образом обстоит дело и с вложениями в инновации и высокотехнологические отрасли. Так, на госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика» расходы федерального бюджета сокращаются с 132 млрд. руб. в 2014 году до 98,7 млрд. руб. в 2017 году, на госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» расходы бюджета сокращаются с 151 млрд. руб. в 2014 году до 94,9 млрд. руб. в 2017 году, на «Развитие авиационной промышленности» – с 58 млрд. руб. в 2014 году до 46,5 млрд. руб. в 2017 году, на «Развитие судостроения» – с 24,6 млрд. руб. в 2014 году до 11,7 млрд. руб. в 2017 году.
Это позволяет сделать вывод, что основные цели социально-экономического развития Российской Федерации, связанные с переходом на инновационный тип развития, изменением структуры национальной экономики, закрепленные в стратегических документах и посланиях Президента Российской Федерации, не реализуются в полном объеме, а результативность расходов федерального бюджета на эти цели остается низкой.
Чем будет покрываться дефицит бюджета?
Дефицит бюджета будет покрываться за счет государственных заимствований и поступлений от приватизации. В 2015 году Минфин планирует привлечь на внутреннем рынке чуть более 1 трлн руб. В 2016-2017 годах - 799,2 млрд руб. и 929,2 млрд руб. соответственно.
При этом Россия не отказывается от своих планов привлекать на внешних рынках примерно по $7 млрд ежегодно в 2015-2017 годах. Только не понятно зачем? Нужно просто вернуть в страну собственные средства, размещенные на Западе.
«Чистое» привлечение денежных средств на внутреннем и внешних финансовых рынках в 2015 году составит 396,5 млрд. рублей, в 2016 году – 522,1 млрд. рублей и в 2017 году – 701,0 млрд. рублей. Обращает на себя внимание тот факт, что на 2016-2017 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. И это происходит в условиях аккумулирования значительных средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.
В то же время, увеличение заимствований ведет к увеличению расходов на их обслуживание. В 2015 году бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличатся по сравнению с 2014 годом на 6,9 млрд рублей и составят 341,8 млрд рублей, в 2016–2017 годах – 397,3 млрд рублей и 447,9 млрд рублей соответственно.
Поступления в федеральный бюджет средств от приватизации, без учета стоимости акций крупнейших компаний, установлены программой приватизации в размере 3 млрд руб. ежегодно. Поступления средств от приватизации федерального имущества прогнозируются в 2015 г. в объеме 158,5 млрд. руб., а в 2016 году – 99,9 млрд. руб. При этом стоит отметить подчиненную роль поступлений от приватизации для финансирования дефицита федерального бюджета. Так, если в 2015 году ожидаемая величина приватизационных доходов составит около 40% от средств, предполагаемых к привлечению по государственным заимствованиям, то в 2016 году она составит только 19%.
А это для народа
а) Тарифы на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки в 2015 году вырастут на 10%, на 5,5% в 2016 году и 4,5% в 2017 году. Тарифы на электроэнергию для населения в 2015-2017 годах будут индексировать на инфляцию предыдущего года плюс 1% пункт. Таким образом, индексация составит c 1 июля 2015 года - 8,5%, c 1 июля 2016 года - 6,5%, с 1 июля 2017 года - 5,5% (без учета введения социальной нормы потребления).
б) C 1 января 2015 года предусматривается реализация отдельных мероприятий, направленных на повышение устойчивости бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за счет работающих:
постепенное повышение базы для начисления страховых взносов с 160% номинально начисленной среднемесячной заработной платы до 230%;
стимулирование более позднего назначения трудовой пенсии;
уточнение требований к минимальному страховому стажу (с 5 до 15 лет).
в) Правительством Российской Федерации предпринят «налоговый маневр», в рамках которого предлагается поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты
(в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7-5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть
(в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз) и уточнением порядков расчета стимулирующих понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на нефть и экспортной пошлины на нефть. Это надо понимать так! Для «заклятых врагов» на Западе Россия снижает цену на нефть и газ, хотя к этому ее никто не принуждает. А для своего «любимого народа» за счет повышения НДПИ повышает цены на эти продукты.
Продекларировано, что с целью недопущения роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также минимизации негативных шоков для отдельных отраслей предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года). Но это вряд ли будет. Правительство признается, что эффект от «налогового маневра» для федерального бюджета в 2015 году составит 22,6 млрд. рублей, в 2016 году – 245,0 млрд. рублей, в 2017 году –
332,6 млрд. рублей. Откуда эти средства возьмутся? Из карманов народа!
г) Доля акцизов в доходах федерального бюджета возрастает с 4,3% в 2013 году до 5,1% в 2017 году. Динамика поступлений почти всех видов акцизов в 2015-2017 годах положительна. Одновременно с 2015 года акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории России, будут полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ.
Что ждать регионам?
В 2015-2017 годах сохраняется сложившаяся традиция концентрации ресурсов бюджетной системы на федеральном уровне. Анализ прогноза основных параметров бюджетной системы Российской Федерации показывает, что с учетом средств, аккумулируемых в федеральном бюджете и государственных внебюджетных фондах Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов), на федеральном уровне централизуется 72,4% в 2014 году, 72% - в 2017 году доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов).
В то же время в 2015-2017 годах складывается сложная ситуация с исполнением консолидированных бюджетов. Ухудшение ситуации в экономике сильно ударило по регионам, возрос дефицит региональных бюджетов.
На трехлетний период налоговые и неналоговые доходы стабилизируются на уровне 10,1 % ВВП, рост не предусмотрен. Межбюджетные трансферты уменьшаются до 1,8 % ВВП. В 2016 году уменьшаются на 105 млрд. рублей.
Предполагается, что сокращение трансфертов будет компенсироваться зачислением 100% акцизов по нефтепродуктам в бюджеты Субъектов Федерации, что позволит получить региональным бюджетам дополнительно 73-96 млрд. руб. ежегодно и поддерживать общий уровень доходов на уровне 12% к ВВП. Однако, выполнение указов президента о повышении уровня заработной платы в сфере образования, здравоохранения, культуры и науки (предусмотренное в параметрах Закона о бюджете), потребует от региональных бюджетов (на которые приходится основная часть расходов по соответствующим статьям) дополнительных расходов, которые будут компенсироваться за счет дотаций из федерального бюджета в сумме порядка 300 млрд. руб. Это фактически означает, что поддержка из федерального бюджета в пользу региональных бюджетов на прочие расходные обязательства субъектов Федерации сократится на 23% в 2015 г. и на 12-16% в 2016-2017 годах.
Это может привести к необходимости увеличения объемов заемных источников финансирования расходных обязательств регионов. Однако возможности привлечения кредитов для большинства регионов ограничены. Более того, уже сейчас сумма накопленного долга региональных и муниципальных бюджетов приблизилась к отметке 25% годового дохода (в том числе кредиты банков – 10%), что налагает определенные риски и увеличивает процентные расходы.
Что нам даст бюджет на 2015-2017 годы
- Налоговой маневр ограбит бизнес на 599 млрд. рублей за 3 года
- Доля акцизов в доходах федерального бюджета возрастает с 4,3% в 2013 году до 5,1% в 2017 году. А это обворовывает как бизнес, так и народ!
- Налог на дивиденды обворует народ на 10,9 млрд. рублей.за год.
- Страховые взносы ограбят предприятия на 140 млрд. рублей в год.
- Пошлина на интернет-торговлю обворует, прежде всего граждан, на 20 млрд руб. в 2015 году.
- Акциз на сигареты ограбит граждан в 2015 году на 24 млрд руб.
- Водный налог обворует и бизнес и граждан в 2015 году на 2,8 млрд руб.
- Плата за лес отнимет у всех 800 млн руб. в 2015 году.
- мораторий на накопительную пенсию, отнимет у граждан 309,2 млрд. рублей,
Запланированы и нематериальные убытки для народа:
- приостановление индексации денежного содержания федеральных госслужащих,
- отказ от увеличения на 2% выплат военным пенсионерам,
- отказ от субсидирования детских садов и от фиксированной выплаты к пенсиям.
- стимулирование более позднего назначения трудовой пенсии;
- уточнение требований к минимальному страховому стажу (с 5 до 15 лет).
При этом реальная зарплата в экономике поднимется всего на 0,5%
Секретарь ЦК КПРФ
Н.В. АРЕФЬЕВ