В Астраханской области 11 сельских районов. 6 из них из года в год финансируются на 70% и более из областного бюджета.
Причины во многих случаях схожи: разоряются последние сельхозкооперативы, фирмы, индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства. В одном Черноярском районе в 2012 году прекратили деятельность 68 КФХ.
В результате сокращается налоговая база. Некоторым сёлам не хватает средств даже на содержание аппарата муниципалитета. Во всех этих районах доходы на одного жителя ниже среднеобластных.
Особенно сложное положение в районах, где сёла расположены на островах. На содержание паромных переправ необходимы немалые средства. Некоторые регионы добиваются федеральных дотаций для этой цели. В нашем регионе этого нет. Паромы и средства их транспортировки дышат на ладан, порой бездействуют, особенно в зимнее время. А какой же предприниматель будет развивать бизнес, если порой товар приходится доставлять на себе, перебираясь с одной льдины на другую.
Сокращаются и кадры бюджетников, что ведет к сокращению подоходного налога в муниципальный бюджет. В Черноярском районе сократили штатную численность работников РОВД на 13 человек – район потерял один миллион налогов. Но ведь сокращают не только полицию. В том же Черноярском районе «сократили» роддом и даже морг.
Областное правительство полно маниловских планов в отношении этих районов. Построить в Черноярском районе тепличный комплекс по выращиванию томатов, наладить их переработку, производить томатную пасту. Сколько подобных обещаний мы слышали с тех пор, как угробили действующие при советской власти овощеперерабатывающие предприятия! Ещё намерены возвести в Володарском районе мясоперерабатывающий комбинат. Молокозавод там уже возводили. Возвели и обанкротили. Убытки - миллионы рублей.
Продуманной, выверенной, просчитанной стратегии развития депрессивных районов нет.
Косвенно это подтвердил и председатель правительства К. Маркелов: «Мы будем и дальше помогать районам с низкой налоговой базой, поддерживать в виде трансфертов и финансирования социальной структуры».
То есть, депрессивным районам надо по-прежнему рассчитывать на «милостыню» из облбюджета. А «милостыня» о чём свидетельствует? О повальной безработице. Если сельчане и трудятся, то за пределами родного района. И перспектива возвращения домой не просматривается.
Обещания помощи сельчанам – это обещания. А что на практике будет? Областной бюджет не растягивается, а сжимается. 165 миллионов рублей он потерял из-за льгот, любезно предоставленных «медведями» держателям газораспределительных сетей. А были ещё послабления на сотни миллионов «ЛУКОЙЛу» и другим «бедненьким» монополистам.
Всё по хищнической капиталистической формуле: бедные беднеют – богатые богатеют.
Т. КОЖЕВНИКОВА ,
секретарь обкома КПРФ