Опубликованная в №5 «Астраханской правды» статья А.Н. Кочкова «Расправа по-фашистски», в которой автор, используя устные и письменные показания свидетелей, а также материалы судебных заседаний, познакомил читателей с «методами» работы отдельных представителей УВД Астрахани, вызвала немалый резонанс. И прежде всего, в среде сотрудников УВД. На имя редактора «АП» пришло письмо начальника ОИОС УВД по Астраханской области П.А. Русанова, в котором он опровергает информацию, содержащуюся в статье, и просит в соответствии со ст. 43-46 Закона РФ «О средствах массовой информации» опубликовать официальный ответ – опровержение, что мы делаем в этом номере. Пусть читатель попробует сам разобраться в данной ситуации и сделать собственные выводы о правоте или неправоте обеих сторон.
Редакция «АП»
Официальный ответ УВД по Астраханской области на статью «Расправа по-фашистски»
Четвертого февраля в пятом номере газеты "Астраханская правда" была опубликована статья «Расправа по-фашистски», подписанная депутатом ГД АО, секретарем обкома КПРФ А.Н. Кочковым. Автор статьи ясно и недвусмысленно выражает свое мнение о работе органов внутренних дел. Не стесняясь в выражениях, он оскорбляет многочисленных сотрудников астраханской милиции, наносит ущерб их деловой репутации, личной чести и достоинству. Рассказывает о жестоких преступлениях, якобы совершенных астраханскими милиционерами в ходе расследования уголовного дела в отношении гражданина Туменова.
При этом, судя по изложенным в статье сведениям, свои безапелляционные высказывания господин Кочков основывает исключительно на голословных, ничем объективно не подтвержденных рассказах самого Туменова и его родственников. В то же время, существует множество документально зафиксированных фактов, опровергающих жалобы и обвинения Туменова в адрес сотрудников милиции, однако эти факты автор статьи не приводит.
Поскольку в глазах многочисленных читателей была задета репутация всех правоохранительных органов Астраханской области, считаем необходимым внести ясность и проинформировать граждан об истинных обстоятельствах задержания Туменова.
В октябре 2008 года сотрудниками Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Астраханской области была выявлена организованная преступная группа, сбывавшая на территории региона фальшивые денежные купюры. Завезенные из Дагестана, высококачественные фальшивки распространялись преимущественно на рынках и в магазинах. То есть страдали от действий фальшивомонетчиков чаще всего рядовые люди, приходившие за покупками и получавшие поддельные деньги на сдачу, трудящиеся и пенсионеры, не умеющие «на глаз» определить подлинность купюр.
Расследуя уже нескольких десятков эпизодов сбыта фальшивок, сотрудники УБЭП установили имена всех членов группы, организовали за ними наблюдение, сбор и фиксацию доказательств преступной деятельности. Только после этого было произведено задержание подозреваемых с поличным, в момент передачи с целью сбыта очередной крупной партии фальшивых денежных купюр.
Подчеркнем, гражданин Туменов был задержан не просто так, словно случайный прохожий на улице, не по чьему-то жестокому навету. А в ходе слаженной, не один день готовившейся и соответствующим образом санкционированной операции.
Заявление, что «при задержании и обыске по месту жительства и у него и его родителей никаких доказательств не было обнаружено» не соответствует действительности, поскольку и при задержании преступной группы, и в ходе последовавших затем обысков было изъято в общей сложности более 400 тысяч фальшивых российских рублей. Часть этих подделок, согласно материалам уголовного дела, перед самым задержанием Туменов лично, по указанию лидера преступной группы и под контролем оперативников забрал по месту хранения и привез к месту встречи с распространителями.
Все это надлежащим образом, в соответствии с законодательством фиксировалось, исчерпывающие доказательства приобщены к материалам уголовного дела. И в этих условиях уже не играло никакой роли, даст ли задержанный признательные показания или будет запираться. Более того, чистосердечное признание и сотрудничество со следствием были бы только на пользу самому задержанному как смягчающие обстоятельства, которые мог бы учесть суд.
Тем членам группы, кто решил воспользоваться этим обстоятельством, сотрудники милиции в дальнейшем предоставили возможность признаться в совершении преступлений. Осознавая свое положение, задержанные сделали это добровольно, без принуждения и уж тем более без применения к ним пыток и иных незаконных методов воздействия.
Не раскрывая других моментов данного уголовного дела, которые на настоящий момент еще являются тайной следствия, отметим, что в сведениях, изложенных в статье господина Кочкова «Расправа по-фашистски», есть еще очень много нестыковок и несоответствий. Так, подозреваемый Туменов ни при каких условиях не мог быть доставлен в здание УВД, где, по словам автора статьи, мужчину в течение нескольких часов подвергали «садистским пыткам». Сделка фальшивомонетчиков и, соответственно, задержание подозреваемых происходили поздним вечером, в то же время проводить задержанных на территорию комплекса административных зданий УВД на Кирова,5 после 18.00 категорически запрещено, и соблюдение этого запрета строго контролируется, в том числе и при помощи круглосуточно работающих технических средств внешнего и внутреннего видеонаблюдения. Кабинеты сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями выходят в общий коридор, по которому постоянно передвигаются офицеры милиции, сотрудники дежурных смен - избиение задержанного и любые другие незаконные действия были бы немедленно замечены и пресечены. Кроме того, сотрудники УБЭП не экипируются автоматическим оружием и электрошоковыми спецсредствами, и тем более нелепыми выглядят утверждения о пытках задержанного с использованием этих предметов.
К сожалению, ни этих, ни многих других объективных фактов господин Кочков в своей статье не учел и не оценил. По всей видимости, им даже не была предпринята попытка установить эти факты, в противном случае нечем объяснить настолько радикально выбранную позицию, грубый и агрессивный характер публикации.
В некотором роде можно понять человека, подозреваемого в тяжком преступлении против государства и общества, если он старается всеми доступными способами избежать наказания, вплоть до отказа от собственных показаний, вплоть до клеветы в адрес правоохранительных органов. Но как понять известного авторитетного человека, политика, который воспринимает на веру слова вероятного преступника и использует их для огульной дискредитации органов государственной власти?
В конце концов степень вины каждого подозреваемого в этом деле будет решать суд. Это его прерогатива. Хотя даже суд не имеет права оскорблять ни обвиняемых, ни осужденных. До вынесения окончательного вердикта мы не требуем от депутата Кочкова ни объяснений, ни извинений. Пусть читатели, обладая всеми необходимыми фактами, сами решат, сколько правды в статье этого господина и насколько заслуженно были брошены оскорбления в адрес достойных и вполне профессиональных сотрудников астраханской милиции.
П.А. РУСАНОВ,
начальник ОИОС УВД по Астраханской области,
подполковник милиции