В 1942 году гитлеровцы намеревались взять реванш за поражения, которые они потерпели в 1941-м.
Немецкое командование разработало две операции: «Эдельвейс» - захват Кавказа; «Фишрейер – захват Волжского Понизовья.
Предполагалось лишить советские войска грозненской и бакинской нефти, парализовать движение по Волге, использовать немалый экономический потенциал Кавказа, Сталинградского округа (в него в то время входила Астраханская область), Калмыкии в своих целях.
В начале августа фашисты форсировали Дон. Часть войск двинулась на Кавказ, часть – к Волге.
Расчёт на молниеносное завершение операций провалился. Фашисты «застряли» в Сталинграде.
Их командование меняет планы. Не ожидая окончания сражений под Сталинградом, предпринимает наступление на Астрахань, но не с северо-запада, вдоль Волги, а с Запада, через Калмыцкие степи.
Теперь судьба Сталинграда во многом зависела от того, выстоят ли бойцы левого фланга Сталинградского фронта в безбрежной, безводной пустыне, где невозможно добиться необходимой маскировки войск и оборонительных сооружений. Они выстояли.
Прошло 72 года. Мы снова и снова задаёмся вопросом: что помогало нашим дедам сражаться и побеждать, «когда горела Волга и плавились пески». Может быть, нам поможет предсмертная записка погибшего комсомольца лейтенанта Иванова? Её нашли в залитом его кровью комсомольском билете.
На участке, который обороняла рота лейтенанта Иванова, не раз доходило до рукопашной. Бойцов личным примером вдохновлял командир. Одна из фашистских пуль сразила его. А в записке, что была в комсомольском билете, говорилось: «Товарищ! Если я погибну, прочти эти троки и расскажи всем, что мне всего 22 года и мне очень и очень хочется дожить до тех пор, пока бы своими глазами не увидел... последнего убитого гитлеровца, который ворвался в наш дом разбойником. Расскажи, что волжский комсомолец Иванов до последней минуты мстил фашистам и погиб в бою, считая себя коммунистом».
Беспредельная любовь к Родине, неподдельная преданность воинскому долгу, коммунистической идее – источник несгибаемости защитников социалистического Отечества.
Утром 31 августа 1942 года в районе зимовки колхоза «Трудолюбия» ( 35 км севернее Хулхуты), где базировался небольшой гарнизон ПВО (в основном девушки), прорвались фашистские танки. Бойцы оказали стойкое сопротивление. Но силы были слишком неравны. Оставшихся в живых немцы пытались использовать в качестве проводников на Юсту.
К товарищам обратилась комсомолка Надя Рябцева: «Ничего не говорите гитлеровцам. Они всё равно нас расстреляют». Так немецкие вояки и поступили.
Комсомолка Вера Никонова была ранена в руку и спину, упала, потеряла сознание, но через некоторое время пришла в себя. До ночи лежала среди мёртвых товарищей, а затем, напрягая последние силы, двинулась к своим. Несколько раз теряла сознание. Гораздо легче было бы лежать и ждать смерти. Но нужно было предупредить своих, куда направились фашисты, нужно было рассказать о подвиге товарищей. И вера снова и снова заставляла себя ползти. В бессознательном состоянии её нашли наши разведчики. Принесли в санбат. В этот же день ей сделали три операции, затем отправили в госпиталь. Выходили.
Вот имена тех, кто погиб «на точке» колхоза «Трудолюбие»: младший лейтенант Е.Ф Блиндер, старшина коммунист М.П. Кузнецов, младший командир А.Т. Аксёнов, красноармеец А.Ф. Никулин, красноармейцы-комсомолки: Н.Р. Рябцева, Т.Г. Волкова, Н.М. Иванова, А.Ф. Володина, Е.К. Самохина, Е.Т. Рябовол, Б.И. Маменская, А.Ф. Иванова, М.И. Колосова, В.А. Муханова, Г.А. Второва. В.А. Никонова остались жива.
25 августа лейтенант Август Альфонсович Козловский был тяжело ранен. Ему перебило ноги, но он остался в строю.
Во время контратаки неподвижного Козловского пытались окружить гитлеровцы. Он отстреливался до последнего патрона, а потом, подпустив вражеских солдат вплотную, подорвал себя и их гранатой. В ноябре его подвиг повторила санинструктор комсомолка Наташа Качуевская.
Зверея от стойкости и мужества советских воинов, срывающих один за другим фашистские планы, гитлеровцы проявляли чудовищную жестокость.
Младшего политрука Ивана Яковлевича Зиновьева, тяжело раненного, изощрённо пытали, потом прибили гвоздями к столбу, облили бензином и подожгли.
Ничто не могло сломить стойкости защитников Родины. Фашисты были разгромлены.
Но не переводятся желающих переписать историю. Наиболее «сенсационное открытие» сделали украинские «историки». В годовщину 70-летия освобождения Освенцима советскими войсками они заявили, что этот концлагерь освободили украинцы Украинского фронта.
Напоминаем то, что известно миллионам людей: наименования фронтов давались не потому, люди каких национальностей сражались в частях этих фронтов (это были представители десятков национальностей), а потому, какой была главной задача у этого фронта: Сталинградский фронт, Южный фронт. Украинских фронтов было четыре. Части, входящие в эти фронты, освобождали Миусс, Донбасс, Мелитополь, Никополь, Одессу, а затем европейские страны, в т.ч. Польшу и концлагерь Освенцим.