Белоруссия еще с советских времен была сильно вовлечена в советскую систему разделения труда. С развалом СССР углубилась ее встроенность и в мировое разделение труда. На этом пути она достигла серьезных успехов.
К тому же механизмы перераспределения п рибыли в Б елоруссии б олее справедливы, чем в других странах. Ей удалось с охранить и с истему о бразования, и подготовки кадров, и медицины. Но в условиях кризиса Белоруссия не смогла не столкнуться с серьезными проблемами, как и другие страны.
Перед руководством страны встала серьезная дилемма: или проводить популистскую политику, поддерживать уровень национальной валюты за счет роста государственного долга и увеличения импорта (рано или поздно это приведет к серьезному росту безработицы); или защищать рынки и девальвировать национальную валюту – со снижением уровня жизни, но с сохранением производства и возможности дальнейшего развития.
Короче говоря, рост цен при наличии работы и зарплаты, или меньший рост цен, но при всё увеличивающемся числе людей, у которых денег вообще нет (безработных).
Выбор лидеров государства зависит от того, кем они себя считают: национальными лидерами или лидерами одной части общества (например, капиталистов).
Ситуацию в Белоруссии можно было бы считать обусловленной объективными причинами: глобальным финансово- экономическим кризисом, поскольку Белоруссия встроена в мировое разделение труда. Но добавились и другие причины.
В России у власти находится не национальная элита, а элита, отражающая интересы компрадорской буржуазии. Российскую элиту раздражает руководство соседнего союзного государства, которое ориентируется на всё население (на это «быдло», по её выражению). Мысль о том, что его политике есть альтернатива, для российского истеблишмента непереносима, поэтому обслуживающие российскую элиту СМИ буквально демонизируют обстановку в Белоруссии.
Главными причинами девальвации называют «неэффективность госсектора, отсутствие модернизации, высокую долю социальных затрат». В сущности, это ложь. Госпредприятия работали не хуже частных, по степени модернизации в основных отраслях Белоруссия далеко обогнала Россию.
Несостоятельны и доводы о работе на склад. За 4 последних месяца внутренний товарооборот в республике вырос на 21%, экспорт – на 42%(!), складские запасы сократились на 14%. По приросту ВВП и промышленного производства Белоруссия на первом месте в СНГ(12,4% и 12,9% соответственно) экономика до последнего времени работала нормально. Но резко повысились цены на нефть, вызвавшие существенное ухудшение ситуации с платежным балансом в Белоруссии и, как следствие, стремительное сокращение резервов национального банка Белоруссии.
Одностороннее повышение цен на энергоносители для Белоруссии (союзного государства!), ударившее по её платежеспособному балансу, - один из главных факторов, который вынудил принимать защитные меры. Второй фактор связан с тем, что экономика республики основана на переработке – сборке импортного сырья, поэтому неизбежно сталкивается с типичной для неё проблемой роста. С увеличением производства проблема усугубляется: хронически не хватает денег на очередной производственный цикл – ведь продукцию продают по старым низким ценам, а сырьё приходится закупать уже по новым, высоким. Да ещё вдобавок они растут куда быстрее, чем эксплуатируемый конечный продукт. За последнее время «разбежка» приняла угрожающие масштабы. Если недавно ещё на рубль валовой продукции в Белоруссии доля сырья составляла 60 копеек, то сейчас уже 78. О том, что олигархическая верхушка России давно уже пытается обанкротить белорусские предприятия, чтобы затем скупить их, говорит в интервью радиостанции «Немецкая волна» даже «рыночник» Михаил Чигирь: «Российское руководство может довести Белоруссию до дефолта. Оно с завидным упорством набрасывало на своего единственного настоящего союзника экономическую удавку: то односторонне взвинчивало цены, то объявляло торговые войны – молочные, сахарные, мясные. Било в самые болевые точки белорусской экономики».
В последние месяцы типичный кризис роста белорусской экономики дополнился попыткой оппозиции совершить цветной переворот, волокитой с кредитом и даже взрывом у самой резиденции президента. Это означает только одно – рейдерскую атаку.
А если посмотреть глубже.
Сначала заявление МВФ о необходимости девальвации белорусского рубля, подогревшее в обществе очень опасные для экономики инфляционные ожидания, дающие толчок искусственно создаваемой инфляции.
Потом спровоцированный ажиотаж на автомобильном рынке. Потом развязанная искусственно паника на продовольственном, а потом на валютном рынках.
Истинный смысл происходящего стал ясен к 26 мая: взамен на кредит, в котором нуждается Белоруссия, Кремль, устами министра финансов Кудрина, потребовал провести приватизацию крупных предприятий, чьи акции перейдут российским компаниям. Российские акулы капитализма намерены за бесценок проглотить ведущие белорусские предприятия: «Белтрансгаз», «Беларуськалий», нефтеперерабатывающие заводы.
«На наших глазах идет большая игра профессиональных мировых напёрсточников и рэкетиров. На кон поставлены наша с тобой страна и собственность, благосостояние и жизнь наших семей», - этот вывод известного белорусского экономиста А.Сенкевича разделяют все честно мыслящие экономисты.
Но Белоруссия идёт своим путём. О чём свидетельствуют сообщения из разных уголков республики.
Материал подготовили
Т.КОЖЕВНИКОВА и А.ТОКАРЕВ
по материалам газет «Советская Россия», «Правда»,
агентства «БелТА»