С чего начинается флот? С восторженного взгляда на отца в матросской форме, с собственного шлюпочного похода по родной реке, с мореходной школы.
Только нет у нынешнего государства заботы о будущих моряках и речниках.
В системе дополнительного образования закрыты почти все клубы юных моряков. В Камызяке такой клуб действует. Там хорошая материальная база, энтузиаст – руководитель. Задача общественности - приложить все усилия, чтобы сохранить хотя бы его. Перестали функционировать ведомственные мореходные школы, где для флота готовили матросов, мотористов, сварщиков, поваров, специалистов других массовых профессий.
Порушена советская система подготовки кадров для флота. Её признавали лучшей в мире.
В речных и мореходных училищах, в вузах не только учили, но и воспитывали на прекрасных традициях Российского Флота, обеспечивали преемственность кадров, наставничество.
Сегодня эти учебные заведения испытывают трудности во всём: в подборе преподавательских кадров и их переподготовке, в обеспечении современными учебными пособиями…
Судовладельцы хотят иметь высокообразованных специалистов, но вкладывать деньги в их подготовку не спешат. Сегодня человек на флоте принижен. Это одна из причин многочисленных аварий на морях и реках.
В нашем портовом городе уже редко увидишь моряка или речника. Нет Северо-Каспийского пароходства, нет «Волготанкера», нет флота на подводных крыльях, в колхозах всё меньше рыболовецких судов.
Эти «нет», к сожалению, можно продолжать.
В свой профессиональный праздник волгари и сегодня с горечью вспоминают разгромные 90-е.
Выдь на Волгу:
Чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон судовыми гудками зовётся.
То суда повели «на покой».
«Покой» для целых флотилий обернулся смертью. А то, что осталось, стареет. Уже 75-80% судов подлежат списанию. Плавать на них не только опасно, но и преступно. Суда гибнут вместе с людьми.
Мелкие судоходные компании неконкурентоспособны на международном рынке. Только около 5% экспорта-импорта перевозят российские суда.
Чёткой государственной программы обновления флота нет.
Вводятся в строй два ледокола, строятся крупнотоннажные суда для Дальнего Востока, пополняют флот крупные компании «Новошип» и «Совфлот», а также нефтяники и газовики.
Последние больше огорчают, чем радуют. Их новострой рассчитан на вывоз из России как можно большего количества её природных ресурсов. Небольшая группа людей обогащается с быстротой изумляющей, а основная масса россиян пожинает нескончаемый рост цен.
Есть небольшое увеличение переработки грузов в портах, и это тоже за счёт вывоза наших богатств. Не только нефти и газа, но и леса, металла. Происходит то, что трудно осмыслить: чем больше вывозится из России, тем беднее живут россияне.
Мысль Петра I: «Без флота России не быть» - актуальна, как никогда.
Но несмотря ни на что, флот работает. Моряки и речники честно выполняют свой долг, гордятся своей трудной профессией, заслуженно будут отмечать свой праздник.
С праздником, дорогие коллеги и друзья!
В.Д. УСОВ,
заслуженный работник транспорта РСФСР,
капитан дальнего плавания