По радио, по телевидению России нас ежедневно информируют о различных катастрофах на дорогах, в воздухе.
Дикторы спокойными голосами говорят о гибели десятков людей. А ведь за этими сообщениями огромное горе. Даже не хочется включать радио и телевидение.
Как сказал министр МВД Рашид Нургалиев, за десять лет на дорогах и улицах населённых пунктов погибло 300 тысяч человек, в двадцать раз больше, чем в Афганской войне. Этим людям жить бы да жить.
В чём же причина этих трагедий?
В том, что в десятки раз вырос парк автомобилей? Или дороги плохие? Пешеходы невнимательные и шофёры недисциплининированные? Слаба подготовка водителей в частных автошколах? Продажность работников ГИБДД? Прорежимные СМИ, как правило, называют только эти причины. Они, бесспорно, есть.
Но почему молчат о более важных?
Например, о деградации общественного транспорта. Тысячи людей не приобретали бы наскоро вторую профессию - водитель - только ради того, чтобы вовремя попасть на работу. Садились бы в государственный автобус, троллейбус, трамвай, если бы они ходили строго по графику! Но в Астрахани трамвай ликвидировали, ещё раньше ликвидировали в нашей области, речной транспорт - самый безопасный из всех видов транспорта, как и многие маршруты автобусов. Вместо них - частные «Газели». В количестве аж 1800 штук чадят на узких улицах нашего города.
Вспомните, какие требования предъявляли при социализме к водителям, которые перевозили людей. О некоторых из этих требований «маршрутчики» даже не знают, другие считают «блажью», например, запрет на разговоры по «мобильнику» во время работы.
Общественный транспорт был государственным, безработицы не было, инспекторам ГИБДД с поборами было не разогнаться - шофёры от них зависели намного меньше, чем сейчас. Поэтому инспекторы гораздо больше заботились о предотвращении аварийноопасных ситуаций, чем о наказании шофёра за создание такой ситуации.
Но главное - это сверхэксплуатация водителей. Сколько трагедий из-за того, что шофёр несвоевременно среагировал на быстро изменившуюся на дороге ситуацию или даже заснул за рулём. Ведь далеко не всегда это из-за алкогольного опьянения, болтовни с пассажиром и т.п. Очень часто - из-за крайней усталости. Водитель боится потерять работу, соглашается на любые сверхурочные. Если водитель ещё и предприниматель, он в борьбе с конкурентами себя не щадит ради прибыли.
Капитализм - это война всех против всех. И сравнение погибших в капиталистической РФ на дорогах с погибшими в бою вполне уместно.
И о трагедиях в небе. Компания «Аэрофлот» была одной из самых безопасных в мире.
Профессионализм и дисциплинированность наших лётчиков ни у кого, в том числе и за рубежом, нареканий не вызывала. Тарифы на авиаперевозки пассажиров были приемлемы для всех категорий граждан.
Ну кто бы мучился сам и мучил семью, добираясь на отдых к морю в многочасовой поездке в автомобиле. Долетели бы без забот о родном «железном коне» в самолёте, потратив в разы меньше времени.
Парк самолётов пополнялся и обновлялся постоянно. А в капиталистической РФ даже для группы «Витязь» не нашлось средств, чтобы обеспечить их новыми самолётами. Мастерство, на которое не способен никто в мире, они демонстрировали на предельно изношенных машинах. Летали до тех пор, пока у машины командира хвост не оторвался.
Погиб один из лучших лётчиков России.
При капитализме человек - не ценность. Главное - прибыль, прибыль, любой ценой, даже ценой человеческих жизней.
Главный убийца на дорогах и в небе - бандитский российский капитализм.
О. ПЛУЖНИКОВ ,
внешт. кор. «Астраханской Правды»,
ветеран войны и труда