23 января по всей стране прошли акции протеста в поддержку оппозиционного блогера Алексея Навального, который был задержан сотрудниками ФСИН. В Астрахани на акцию протеста вышло по разным оценкам от 800 до 1000 человек. Но, как ни странно, задержаний местным УМВД на акции не производилось. Всё началось после мероприятия. В течение следующей недели силовики «наведались» к половине участников акции. Не стали исключением и активисты Астраханского отделения ЛКСМ РФ, которых местный центр «Э» заподозрил в «сочувствии к сторонникам Навального».
Через неделю, 29 января, ректор АГУ, экс-премьер области Константин Маркелов подписал приказ об отчислении студентов Веры Иноземцевой, Виолетты Емельяненко и Александра Мочалова из университета. С подачи местных активистов ЛКСМ РФ за несколько часов данная новость облетела всю страну. С вечера 29 января руководство обкома ЛКСМ РФ начало собирать Пленум. Утром 30 января удалось собрать комсомольцев со всех отделений на внеочередной Пленум областного Комитета, который издал Постановление и заявление «Молодёжь не запугать!».
Также начали давить на местных активистов ЛКСМ РФ, которых то и дело доставляли в отделы МВД, центр по борьбе с экстремизмом и Следственный комитет. За ребят вступилось руководство Астраханского отделения КПРФ в лице второго секретаря обкома партии Халита Аитова. По неофициальной информации из УМВД, по региону на членов Бюро обкома ЛКСМ РФ уже были заведены «материалы», в том числе в связи с инициативой поддержать отчисленных студентов.
И всё-таки дело по одному из комсомольцев удалось довести до конца. Максим Мрасов, которого подозревали в совершении правонарушения (ст. 20.2.5. КоАП), неоднократно давал объяснения по поводу случившегося. В акции протеста 23 января он не принимал участия. Тем не менее, нахождение в непосредственной близости от места, где проходила акция «подтверждает его участие и причастность к мероприятию».
В минувший четверг, 18 марта, состоялся суд по иску студентки Веры Иноземцевой к АГУ. В этот же день должен был состояться суд другого студента АГУ Александра Мочалова, который также подал иск против приказа Маркелова об отчислении. Его суд был перенесён на пятницу, который, кстати, длился в два этапа – 19 марта и 22 марта.
На первом суде присутствовали представители общественности, а также руководители Астраханского обкома ЛКСМ РФ Айнур Абуев и Анастасия Гайдукова. Заседание суда продолжалось более трёх часов и закончилось отказом суда в удовлетворении иска Иноземцевой, а позже и в удовлетворении иска Мочалова.
На суд были вызваны проректор АГУ Рекешева Фарида Марсельевна, декан факультета социальных коммуникаций Баева Людмила Владимировна, а также бывший председатель объединенного совета обучающихся Павел Гнидин. Ходатайство о вызове Константина Маркелова на судебное разбирательство было отклонено.
«У меня есть небольшая нотка надежды, что суд займёт сторону студентки Веры Иноземцевой», - писал в своем телеграм-канале Айнур Абуев. Как сообщает комсомолец, суд был расположен к Иноземцевой. Судья пресекала выпады со стороны ответчика – начальника юротдела АГУ Георгия Авличева. Когда судье сообщили, что на заседании студсовета нашлись ребята, которые проголосовали против решения об отчислении (28 – за, 3 – против, 2 – воздержались), она даже спросила: «Чем они аргументировали свою позицию? Почему не учли их мнение, не рассмотрев возможность наложения взыскания в виде выговора?».
Защита Веры Иноземцевой и Александра Мочалова выглядела более чем уверенно и крепко. Факт за фактом они сообщали суду о том, почему отчисление считается неправомерным. Первое – это отчисление до момента вступления в силу решения суда о наложении штрафа. Второе – отчисление в каникулярное время. Третье – не учли, что и Вера, и Александр сдали сессию на хорошие оценки. Четвёртое – решение приняли меньше чем за сутки. Пятое – несоразмерность наказаний, ведь студентам и так уже назначили штрафы, руководство вуза могло бы наложить предупреждение или выговор.
«У нас имеются разные позиции по политическим вопросам. И нас попытались обвинить в сочувствии сторонникам Навального. Нет, друзья, позиция партии и комсомола – ясна. Мы не разделяем их взглядов. Но помогать из солидарности гражданской, протестной и молодёжной – должны. Плюс, я тоже являюсь студентом АГУ, я должен был проявить солидарность и поддержать студентов. Ведь меня также могут осудить по политическим мотивам», - сообщил Айнур Абуев изданию «Кавказский узел».
По словам комсомольца, отчисление студентов вызвало общественный резонанс. По разной информации, отчислить также хотели в трёх других университетах города: в медицинском, техническом и архитектурно-строительном. В самом АГУ были списки ещё на 23 фамилии, включая самого Абуева и Гайдукову. Что это были за списки – непонятно. Но по информации некоторых сотрудников главного корпуса – это фамилии «особо опасных студентов».
Ещё один суд, который состоялся в понедельник, 22 марта – иск комсомольца Максима Мрасова на решение Ленинской районной комиссии по делам несовершеннолетних. Его обвинили в совершении административного правонарушения. Несмотря на то, что Максим лишь проходил неподалёку от места проведения акции, ему всё-таки назначили административный штраф в размере 10 000 рублей. Суд длился около часа, по итогам оставив решение комиссии ПДН в силе.