20 ОКТЯБРЯ СОСТОЯЛИСЬ ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ ТРЕТЬЕГО ВАРИАНТА ПРОЕКТА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» В ФОРМЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИИ.
В обсуждении проекта приняли участие депутаты, представители Министерства образования и педагогической общественности из многих регионов России. Суждения были самые разные: от «закон надо принимать как можно скорее» до «этот закон принимать нельзя».
Движение «Образование для всех» при поддержке фракции КПРФ в Госдуме РФ подготовило альтернативный закон «Об образовании» (о чем мы писали ранее). Он при нынешней «демократии» в официальных кругах не обсуждается. Более того, при проведении видеоконференции связь прервалась именно тогда, когда слово было предоставлено депутату – коммунисту, одному из ведущих разработчиков альтернативного закона Олегу Смолину. К сожалению, его точку зрения мы не услышали.
Я принадлежу к числу тех, кто полагает, что этот закон принимать нельзя.
Приведу те суждения участников видеоконференции, с которыми согласна.
Закон не имеет стратегической направленности. Он тупиковый, так как разработчики пытаются соединить несоединимое: конституционное право на бесплатное общедоступное образование с рыночным подходом к его финансированию.
Новая школа требует нового учителя, постоянного повышения его квалификации и даже переподготовки. Однако предлагаемый проект закона это игнорирует. В законе говорится о специфике образования в сфере искусства и культуры, медицины и фармацевтики, обороны и безопасности. Про специфику подготовки педагогических кадров в проекте закона ничего не сказано. Между тем, в России уже исчезла почти половина педагогических вузов. Некоторые ликвидированы, некоторые слиты с классическими университетами, что слабо способствует качественной подготовке именно учителя, а не только филолога, биолога и т.п.
За повышение квалификации учителя полностью отвечает школа (государство ни при чем?). Где школа должна взять на это деньги, не прописано, что может привести к разрушению системы переподготовки учителей, которая складывалась десятилетиями и получила признание не только в России, но и за рубежом.
Дополнительному образованию в нашей стране исполняется 93 года. У него нет аналогов в мире. Но обсуждаемый закон не гарантирует бесплатного получения дополнительного образования. Оно финансируется исключительно за счет субъектов. Субъекты у нас очень разные. Следовательно, равного доступа к дополнительному образованию у ребят не будет. Свертывание дополнительного образования чревато многими бедами. Содержание одного ребенка в учреждении дополнительного образования обходится государству максимум в 8 тысяч рублей в год. Содержание одного ребенка в колонии 100- 130 тысяч рублей. Это если деньги считать, а если судьбы, таланты? Сколько наших всемирно известных ученых, деятелей искусства, мастеров спорта начинали свою «карьеру» во Дворцах пионеров, на станциях юных техников, натуралистов, в спортшколах.
Кстати, о подготовке спортсменов высшего класса. В законе не отражена специфика училищ олимпийского резерва, что тоже может повлечь сворачивание этих образовательных учреждений. А ведь их уникальный опыт сегодня используют с успехом многие страны, например, Китай.
Учреждения профессионального образования с государственного уровня передаются на уровень субъекта. Закрывается уровень начального профессионального образования. Система была обескровлена в кадровом и материальном отношениях.
Совершенно бесперспективной становится судьба детей – сирот, особенно детей с ограниченными возможностями. Начальные профессиональные училища готовили рыбообработчиков, швей, давали иные подобные профессии, что позволяло этим гражданам не быть обездоленными.
В новом законе профессиональная подготовка их не предусмотрена.
На самостоятельный уровень выведено дошкольное образование. Ответственность за освоение программы дошкольного образования детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, возлагается на родителей. Органы местного самоуправления обязаны организовать для родителей «бесплатную методическую, диагностическую и консультативную помощь» (цитата из проекта закона). По-моему, маниловщиной отдает. Разное право на образование начинается с дошкольного возраста.
Очень много говорилось о малокомплектной школе. Каждый регион сам определяет, какая школа малокомплектная. Это, наверное, правильно. Велика Россия, но чтобы каждый ребенок имел реальное право на достойное XXI века образование, школа должна быть в каждом населенном пункте и финансироваться по потребности, а не по подушевому принципу. Подушевой принцип финансирования уже привел к закрытию тысяч сел.
И, наконец, о статусе учителя. Возьмем только один аспект. Предлагается: «При расчете нормативов финансирования учитывается необходимость соответствия показателей средней заработной платы педагогических работников показателям средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации». По-прежнему нарушается принцип равной оплаты за равный труд, поскольку средняя зарплата в разных субъектах различна.
Следует отметить отсутствие четкого определения таких понятий, как: «педагогическая деятельность», «присмотр и уход» и др. Не прописаны критерии некачественного образования. В законе отсутствуют цели и задачи воспитания.
В общем, принимать этот вариант закона нельзя.
Т. КОЖЕВНИКОВА ,
секретарь Астраханского обкома КПРФ