При всем своем патриотизме российские сельхозпроизводители нести ответственность за продовольственную безопасность не могут, поскольку власти в ней не заинтересованы.
В США на поддержку сельского хозяйства государство выделяет 324 доллара, в России – 13. В России! Где почти половина районов – зона рискованного земледелия. Масса государственных программ возрождения села, но ни одна не касается диспаритета цен. Стоимость солярки в пять(!) раз перекрывает стоимость зерна, а цены на молоко и комбикорма в таком соотношении, что животноводство убыточно. Удобрения гонят за границу, а для своих хозяйств продают втридорога.
Свое сельхозмашиностроение в загоне, а импортная техника далеко не всегда в наших условиях производительно работает. Добрым словом поминают селяне советскую прицепную технику, когда плуг мог весь сезон исправно отлопатить, а импортные из такого металла, что лемех за два дня стёсыватся. Тяжелым бременем для овощеводов стала зависимость от импортных семян. Европа, наблюдая, как Россия уничтожает собственное семеноводство, по заведенному рыночному принципу последовательно накручивает цены на семена. Одно капустное семечко уже стоит 30 копеек. Но самое страшное – сельхозпроизводитель остается без земли. О том, как скупали за бесценок по доверенностям тысячи земельных паев колхозников, мы писали неоднократно. Сегодня миллионы крестьян своих наделов лишились. Хозяевами российских пахотных земель становятся уже иностранцы. Летом проехала с юго-востока России до северо-запада (от Астрахани до Ленинграда). Поля поросли бурьяном, кустарником и даже лесом. Новые хозяева ждут роста цен на землю, чтобы выгодно ею спекулировать. Иностранцы, скупающие землю в качестве актива, уже выходят на IPO: кто-то будет зарабатывать миллиарды долларов, но деньги не будут приходить в сельское хозяйство.
Перечислить все беды российских крестьян не предоставляется возможным, но немногих вышеперечисленных достаточно, чтобы понять: не в возрождении села заинтересовано правительство, а в масштабном уничтожении нашего сельского хозяйства. Между тем, обстановка на планете складывается так, что продовольствие в ближайшее время будет более мощным инструментом влияния в мире, чем энергоресурсы.
Т Кожевникова