Основоположники исторического материализма полагали, что России обязана человеческая цивилизация многими лучшими своими достижениями в науке и искусстве. Они изучили русский язык, чтобы по первоисточникам изучать труды Ломоносова, Менделеева, русских экономистов, русскую литературу, либретто русских опер, которые очень любили.
«Работа Менделеева, - писал Энгельс в 1892 году, - оказалась особенно интересной». Своей периодической системой элементов, лежащей в основе современной химии и явившейся крупным переворотом в науке, Менделеев «совершил научный подвиг» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 155, Госполитиздат, 1951 г.; Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 45, Госполитиздат, 1947 г.). Киевская Русь, по мнению Маркса, явилась крупным этапом в истории восточного славянства. В это время были достигнуты значительные успехи в материальной и духовной культуре. Оживленную переписку вели Маркс и Энгельс по поводу «Слова о полку Игореве», которое, по их мнению, является гениальным творением, в нем отразились патриотизм русского народа, богатство и самобытность его языка. «Смысл поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов», - писал в 1856 году Маркс Энгельсу (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXII, стр. 122).
В личной библиотеке К. Маркса и Ф. Энгельса имелись сотни русских книг, в том числе Карамзина, Соловьева, Костомарова, Сергеевича, Чичерина, Энгельгардта, Семевского, Герцена, Флеровского, Плеханова, Лаврова. Они с увлечением читали русскую художественную литературу – произведения Грибоедова, Пушкина, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, Н. Гоголя. К роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» они составили подстрочные словари, а отдельные места цитировали в статьях и письмах. Большое впечатление произвели на основоположников научного социализма произведения Салтыкова-Щедрина: «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Убежище Монрепо», «За рубежом», «Сказки». Точность, ясность, звучность, гибкость русского языка, творцом которого является русский народ, способность русского языка передавать тончайшие мысли и чувства, разносторонность его грамматического строя и богатство основного словарного состава поражали. О русском языке Энгельс писал: «Как красив русский язык!» Все преимущества немецкого без его ужасной грубости». Письма к русским политическим деятелям Энгельс подписывал так: «Энгельс Федор Федорович».
Огромный интерес проявляли К. Маркс и Ф. Энгельс к вождям русской революционной демократии, особенно к Н.А. Добролюбову и Н.Г. Чернышевскому. Материалы произведений Чернышевского «Ковеньяк», «Дополнения и примечания на первую книгу политической экономии Д.С. Милля», «Письма без адреса» были использованы в работах Маркса. Роман «Пролог» и «Письма без адреса» были изданы за границей при содействии Маркса. Высокую оценку работам Н.Г. Чернышевского дал Маркс в своем основном труде «Капитал», а в послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» отметил: банкротсво буржуазной политической экономии «мастерски выяснил уже в своих «Очерках политической экономии по Миллю» великий русский ученый и критик Н. Чернышевский». (К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 13, Госполитиздат, 1950). Расправа царизма над Чернышевским, по мнению Энгельса, - это преступление перед человечеством. В числе великих людей, выдвинутых революционной Россией, «был и Николай Чернышевский, этот великий мыслитель, которому Россия обязана бесконечно многим и чье медленное убийство долголетней ссылкой среди сибирских якутов навеки останется позорным пятном на памяти Александра II «Освободителя» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 286, Госполитиздат, 1951 г.).
Добролюбова оценивал так: «Как писателя я ставлю его наравне с Лессингом и Дидро» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр.77, Госполитиздат, 1951 г.). «… была (в России – авт.) критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского. Я говорю не только об активных революционных социалистах. Но и об исторической и критической школе в русской литературе, которая стоит бесконечно выше всего того, что создано в Германии и Франции исторической наукой» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 296, Госполитиздат, 1951 г.).
К. Маркс и Ф. Энгельс прорабатывали выходившие в свет русские книги, посвященные формированию в России пролетариата. Книга, подписанная псевдонимом Н. Флеровский «Положение рабочего класса в России», Маркса поразила. «Это – труд серьезного наблюдателя, бесстрашного труженика, беспристрастного критика, мощного художника и прежде всего человека, возмущенного против гнета во всех его видах… и страстно делящего все страдания и все стремления производительного класса. Такие труды, как Флеровского и как вашего учителя Чернышевского, делают действительную честь России» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 38, Госполитиздат, 1951 г.).
Книга Флеровского буквально испещрена пометками Маркса особенно оценка Флеровским положения тружеников Астраханского края. «Астраханская губерния относительно своего пространства питает в 15 раз больше своего скота, чем Архангельская, ее море в 20 раз изобильнее рыбою… на каждый крестьянский двор 14 штук крупного скота и 29 мелкого, а на калмыцкую кибитку еще несравненно более. А бахчи с этой массой арбузов, которые продаются по полкопейки за штуку, а сады, а виноградники?»
Но далее автор приводит неопровержимые статистические данные: смертность в Астраханской губернии выше, чем в Архангельской. И делает вывод: «Там, где природа дары свои рассыпает сколько-нибудь щедрой рукой, там тотчас же явится и капиталист, который их подберет… Между всеми нашими рыбаками самый ловкий – это рыбак Каспийского моря, посмотрим, каково его положение». Ловец связан по рукам и ногам контрактом. Поручив задаток, ловцы начинают промысел. Но когда сдают выловленную рыбу, ее отказываются принимать по оговоренной цене. Цену устанавливают намного ниже. Куда ловцу деваться? Жара, рыба может испортиться. Скрепя сердце сдают, продолжают лов. «Капиталист, - пишет Флеровский, - получил полтора рубля на рубль. Прошло время тяжелого испытания, ловцы вздохнули свободно; они с семейством бились через голод и нужду целый год, иногда в дому хлеба не было, семейство голодало по два дня кряду. Наступает следующая весна; они не заключат уже более контракта с этим притеснителем, обратятся к другому капиталисту… Как вдруг к ним неожиданно является полиция: им объявляют, что они не исполнили контракта, на контракте не сделано надписи о доставке рыбы, и полиция требует от них вновь столько же рыбы, сколько они поставили. Бедняки божатся и клянутся, что они поставили всю рыбу… полиция никаких возражений не принимает: грозят приступить к описи домов… Доведенные до крайности рыбаки являются к капиталисту просить у него милости, с отчаянием в сердце соглашаются опять ему служить и выслушивают с покорностью наставительную нотацию о том, как дурно менять хозяина».
Остановило внимание Маркса и такое место (подчеркнуто им дважды): «Когда освобождены были крестьяне, тогда астраханским садовникам из крепостных людей отведены были земли, почти никуда не годные, из земель государственных, а их дома с усадьбой оставлены были во власти владельца сада. Уже это одно достаточно показывает, как некоторые астраханские чиновники глядят на рабочего: отнять его имущество и выбросить его на улицу без всяких средств к существованию для них ничего не значит» (см. Н.Н. Берви-Флеровский. Избранные экономические произведения в двух томах. т. I. М. 1958, стр. 169, 170, 173-174).
В письме Лафаргу Маркс сообщал: «Книга Флеровского «Положение рабочего класса в России» - выдающийся труд. В течение 15 лет автор путешествовал от западных границ до Восточной Сибири, от Белого моря до Каспийского с единственной целью – изучить факты и разоблачить традиционную ложь» (К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия. М., Политиздат, 1967, стр. 26-27). Высоко оценивая работу Берви (такова настоящая фамилия Флеровского), Маркс не знал, что большую часть путешествий автор провел как арестант. Революционер Берви «отбывал ссылку в 9 городах (первая была в Астрахани -авт), сидел в 32 острогах, под жандармским конвоем проехал более 19 тысяч верст, три с половиной тысячи отшагал пешком по этапу» (А. Марков. Были Астраханского края. Волгоград, 1976, стр. 187).
Формирование пролетариата создавало в пореформенный период широкую и прочную основу для распространения в России идей марксизма.
«Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветных исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы» (В.И. Ленин. Соч., т. 31, стр. 9. Изд. 4-е).
Т. Кожевникова