Но одно дело - провозгласить новые принципы социальных взаимоотношений и совсем другое - воплотить их в жизнь. А этого сделать Ленин не успел.
И вот рядом с Лениным возникает фигура Сталина. Он сумел сделать то, что не удавалось на Руси никому: в сложнейших условиях создать сверхдержаву, не считаться с которой не могла ни одна страна в мире. Не только в годы фактического единовластного правления, но и десятилетия спустя. Его имя было символом нашей мощи и величия. Мы не забыли, с каким энтузиазмом наши отцы, деды, прадеды воздвигали в напрочь разрушенной стране, которая досталась нам после Первой мировой и Гражданской войн, заводы-гиганты, крупнейшие электростанции, водоканалы. В считанные годы были созданы современные отрасли промышленности, предприятия оборонного комплекса. Подобных темпов не знала ни одна страна в мире. Не щадя жизни, наши солдаты шли в бой в Великую Отечественную, защищая независимость своей страны, выбранный ею путь. Живым гарантом будущей Победы был Сталин. "За Родину, за Сталина!" - это не было агитационным лозунгом. Имя Сталина и наша страна были неразделимы в сознании людей. Поэтому голоса тех, кто в те грозные годы сделал свой выбор и кому пришлось отдать свою жизнь за нашу Победу, следовало бы, по справедливости, приплюсовать к итоговым цифрам голосования в телепередаче.
Сталин вошел как свой, родной человек в жизнь каждой семьи, в том числе и многих из тех, где были репрессированные.
Беспрецедентный в истории случай, когда уход из жизни руководителя страны стал личной трагедией буквально для каждой советской семьи. Вся страна не просто погрузилась в траур - она рыдала. Рыдал и стар и млад. Казалось, рухнул мир. Рухнуло всё, что такой тяжкой ценой было завоевано. Ведь в силе личности Сталина воплощалась, казалось, сила страны. Они были неразделимы: Имя Россия и Имя Сталин.
Сталин оказался прав, считая, что по мере упрочения социализма сопротивление его противников не станет уменьшаться, а при благоприятных условиях резко возрастет. Оно как бы было загнано внутрь до поры до времени. В этом мы убедились в конце 80-х - начале 90-х. Произошедшая спустя более полувека после ухода величайшего из вождей контрреволюция готовилась задолго до того, как совершилась. Наверное, еще в те годы, когда к власти прорвался Хрущев. Неужели он не понимал, к каким последствиям может привести его выступление на XX съезде партии? Зачем, спустя 20 лет, обнажать самые неоднозначные страницы нашей истории, разоблачать культ личности того, кого и в живых-то нет?!
Что им руководило? Было ли это чем-то сродни зависти политического карлика великану? Или, может, как сейчас пишут, простым желанием свести счеты за былые унижения перед вождем, когда ему надо было спасать проштрафившегося сына? Или этой версией маскируют истинные, куда более глубокие причины? Может, он стремился войти в историю как разрушитель России, у которой он, ко всему прочему, еще отнял и Крым? Или, может, хотел выслужиться перед Западом?
Жесткий и гибкий, беспощадный и мудрый политик, стратег, Сталин сделал всё, чтобы доказать и своему народу, и миру в целом жизнеспособность социализма, те колоссальные возможности, которые он может дать каждому человеку. Люди старше го и среднего поколения испытали это на себе. Малограмотная, нищая, разоренная страна, преодолев сопротивление внутренних врагов, разгромив прекрасно отлаженную военную машину гитлеровцев, за какие-то два десятилетия мирной жизни, достигла колоссальных успехов во многих областях науки и техники, превратилась в крупную индустриальную державу.
Суд истории - дело тон кое... Но одно считаю бесспорным: личность Сталина, его роль в нашей истории столь велики, что в реабилитации не нуждаются. Он был и сегодня остается символом былой мощи нашей страны, которая, будем надеяться, еще возродится, займет свое достойное место в мире. Вот почему я уверенно голосую: Имя России - Сталин.
Светлана СИНЮТИНА,
«ЭФГ»