Основной результат деятельности министерства образования в 2010 году – разработка проекта закона «Об образовании в РФ» и новых федеральных государственных общеобразовательных стандартов (ФГОС).
Одиозные эти документы вызвали широкий резонанс в обществе: только в интернете 11 тысяч комментариев на закон и в два раза больше на ФГОС.
И закон, и стандарты вызвали почти стопроцентное отрицание педагогов, родителей, представителей научного сообщества. Академики назвали ФГОС – стандарты «Одуренные дети». Выступили против них и здравомыслящие депутаты всех партий. Депутаты Думы Астраханской области единогласно приняли обращение к министру Фурсенко, в котором, в частности, говорится: «В целом проект Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего (полного) общего образования не учитывает традиции отечественной школы, разрушает традиционные представления об организации учебного процесса, который призван дать равные стартовые возможности всем выпускникам, а не ограничивать их в возможностях выбора…
Меняющийся мир требует новых подходов ко всем сферам социальной жизни, в том числе и к образованию. Мы, депутаты, поддерживаем необходимость модернизации общественной жизни, ее укладов и устоев. В то же время мы против революционных преобразований, не имеющих под собой в качестве платформы продуманных, проверенных временем и практикой действий…
Считаем необходимым доработать представленный проект ФГОС с учетом предложений и замечаний педагогической и родительской общественности, представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с сохранением несомненных преимуществ отечественной школы и модернизации только тех сфер образовательного процесса, которые в ней нуждаются».
Но на «правительственный час» в Госдуму РФ 9 февраля министр А.А.Фурсенко явился в полной уверенности, что депутатское большинство «ЕР» все равно одобрит его реформаторскую деятельность в целом и проект закона «Об образовании в РФ», а также ФГОС. Ведь одобрили же «медведи» ЕГЭ, против которого протестовали школы, вузы, профессора, учащиеся, родители.
Однако новые начинания «министра народного затемнения» настолько откровенно ведут к сворачиванию сферы образования и повсеместной «платности» обучения, что «одобрям…с» не получилось.
Депутаты требовали объяснений:
- Почему министерство считает, что обязательными для изучения в старших классах должны быть только физкультура, ОБЖ, «Россия в мире», индивидуальный проект?
- Может ли молодой человек успешно реализовать себя, если изучение государственного языка – русского – необязательно?
- Как можно без знаний математики глубоко осваивать любую науку?
- Возможно ли ориентироваться в мире, осознать свои корни, если не изучать историю?
- Как можно не изучать русскую литературу, которая, по сути, представляет Россию в мире?
- А если десятиклассник осознавал, что все это ему необходимо, он должен за обучение платить?
- Почему вы так не любите начальное профессиональное образование?
- Почему по проекту Вашего закона оно должно быть ликвидировано, а имеющиеся учреждения переведены в региональное подчинение? Против этого протестуют представители Газпрома, шахтеры Кузбасса, профсоюзы, изобретатель автомата Калашников и др.
- Почему перекраивается среднее профессиональное образование – техникумы присоединяются к вузам, а средние специальные учебные заведения, сохранившие свою самостоятельность, будут обучать по программам прикладного бакалавриата?
- Почему так «расширительно» трактуются права ребенка? В предложенном проекте закона «Об образовании» говорится, что заниматься профессионально балетом или музыкой можно только с 16 лет: ранняя профессионализация нарушает права ребенка, поэтому все художественные школы нужно закрыть.
Можно стать прекрасной балериной, музыкантом- виртуозом, если начать заниматься этими видами творчества не раньше 16 лет? Каждый профессионал скажет: «Нет».
Не о правах ребенка печется Фурсенко, а о том, чтобы освободить бюджет от расходов на образование. Советская власть ликвидировала неграмотность, нынешняя ее возвращает. Страна уже отброшена на сотню лет назад. В 60-е годы ХХ века наша Родина проложила человечеству дорогу в космос. Каждый четвероклассник в те годы и в городе, и в селе, уверенно обращаясь с теллурием, логично объяснял почему лето в наших широтах сменяется зимой: Земля вращается вокруг Солнца. Сегодня 32% опрошенных россиян сказали, что Солнце вращается вокруг Земли. Да и что ждать от граждан страны, где только в 2010 году закрыто 9 тысяч школ, где 1600 тысяч детей стоят в очереди на устройство в детсад, где ликвидируются вузы (планируется сократить их до 150 – столько было в царской России сто лет назад).
На борьбу с этими «зубодробительными» реформами поднялся народ. Депутаты Госдумы РФ на сей раз его поддержали. Фурсенко вынужден был дать задний ход и заявить, что министерство готово еще поработать над проектами закона «Об образовании в РФ» и ФГОС, учесть точку зрения граждан, и только потом они будут рассматриваться.
Но граждане не должны терять бдительности. Власть отступила не только под напором народного протеста, но и потому, что грядут выборы. Она вполне может вернуться к внедрению этих документов после них.
Нельзя забывать и о том, что над учениками и педагогическим сообществом висят и другие угрозы.
Федеральный закон №83 «Об автономных бюджетных и казенных учреждениях». В народе этот закон, превращающий некоммерческие учреждения в коммерческие организации, нацеленные на зарабатывание денег, народ обозвал так: «Закон об АУ, БУ и КАУ».
Все, кому дорого народное образование, надеюсь, выскажутся в ходе народного референдума за его отмену.
ФЗ №439, нацеленный на постепенную ликвидацию льгот для сельских учителей. Закон требует монетизации льгот на уровне 2010 года. Но тарифы на оплату ЖКУ растут по 15-20% в год. Через 3-4 года от этих льгот ничего не останется.
Так и будем нищать, молчать, за «медведей» голосовать?
Федеральная целевая программа развития образования предполагает сокращение доли студентов вузов среди лиц, получающих профессиональное образование, с 71% до 50%. В Южной Корее, Японии, США, скандинавских странах доля эта колеблется от 80 до 90% и не от числа получающих профессиональное образование, а от числа лиц данной возрастной категории. Наше правительство ведет Россию в сторону прямо противоположную от столбовой дороги прогресса. Если в советский период мы входили в тройку стран, наиболее продвинутых в области образования, то по данным доклада ООН о развитии человеческого потенциала в 2004 году занимали 15-е место, в 2006 – 26-е, в 2007 – 41, в 2008 т- 54-е. Чем дальше «в лес реформ, тем глубже в дремучесть дикости». С этим правительством, этим режимом будущего у России нет.
Фракция КПРФ совместно с общественным движением «Образование для всех!» разработала свой вариант закона «Об образовании», который по определению заместителя председателя Госдумы РФ, доктора педагогических наук, профессора И.Мельникова, впитал все «лучшее из опыта СССР, полезное из западного опыта и необходимое из закона «Об образовании» 1996г. Закон 1996 года, написанный при самом активном участии депутатов от КПРФ О. Смолина и И.Мельникова был признан экспертами Совета Европы самым прогрессивным в мире. Однако впоследствии он был изуродован власть предержащими до неузнаваемости.
Коммунисты обращаются к интеллигенции, студентам, ко всем гражданам России: «Проснитесь, всеми законными способами научите власть уважать себя и наше образование. Вспомните октябрьскую речовку (ведь очень многие успели побывать октябрятами): «Мы помним ленинский завет: «Без знаний коммунизма нет!». Без знаний нет не только коммунизма. Без знаний нет свободного гражданина и свободной России.
Т. КОЖЕВНИКОВА ,
обком КПРФ