Самое страшное в жизни - это внезапная смерть самого дорогого и родного человека на земле. Больше всего на свете я любил, люблю и буду любить своего родного дедушку - Георгия Леонтьевича Багаева.
Так случилось в моей жизни, что дедушка заменил мне отца. Всё самое светлое в моей жизни, в моей памяти связано с дедушкой. Он умер внезапно после операции. Ещё много, наверное, должно пройти лет, чтобы стёрлась горечь от утраты любимого человека. Но в сердце многих россиян память о дедушке будет сохранена, потому что с кем бы он ни встретился в жизни, он делал только добро.
После дедушкиной смерти я разбирал его документы и нашёл его личный архив. Я думаю, он не зря его собирал. Это для меня, моих детей и внуков. Приложив и свои воспоминания, я решил всем рассказать о моём дорогом друге, герое войны и его послевоенной жизни.
Георгий Леонтьевич Багаев родился в селе Замьяны Астраханской области в суровом 1923 году. Его отец был потомственным казаком. Во время гражданской войны мой прадедушка Леонтий Петрович Багаев командовал отрядом красных казаков. Его двоюродный брат Иван Яковлевич был одним из первых комиссаров города Астрахани. Всероссийская коллегия по вооружению Красной Армии поручила ему сопровождать вагоны с оружием для астраханского совдепа, реввоенсовет Каспийско-Кавказского фронта поручал ему организацию красного казачьего кавалерийского полка, его во главе отряда посылали в Москву к Ленину со специальным поручением. Ленин лично благодарил моего прадеда и выполнил его просьбу: послал оружие на борьбу с контрреволюционными силами. На поезд был совершён вооруженный налет. Прадеда ранили в позвоночник, но, несмотря на тяжёлое ранение, он выполнил своё задание. Астраханцы получили долгожданное оружие.
Мой дедушка был старшим сыном в семье. После него родились две сестры и брат. До последних своих дней он заботился о них, встречался, перезванивался, потому что всегда считал, что самое главное на земле - это семья, ее прочность и стойкость перед трудностями.
Когда в селе стало жить невмоготу, то дедушкина семья перебралась жить в город Астрахань. Леонтий Петрович, мой прадед, работал капитаном в речном пароходстве. Он умел делать всё: мебель, лодки, шил шапки и шубы. А уж рыбаком был отменным. Как бы трудно ни было в стране, ведь в то время голодной смертью люди умирали, в семье у Багаевых всегда кипел самовар, жарилась рыба. Гостей приходило за день столько, что моя прабабушка не отходила от печи. Порой одеть было нечего, зато никогда в семье не голодали.
С детских лет мой дедушка Егор, как он просил его называть, живя на берегу великой русской реки Волги, мечтал быть капитаном, как и его отец. Поэтому сразу после школы он поступил на работу на исследовательское судно. Работа нравилась всё больше и больше. Дедушка строил планы, мечтал поступить в речное училище, но ...
Однажды их судно подошло к Гурьеву, чтобы забрать почту, отовариться продуктами. На пристани никого не было. Город как будто замер. Придя на почту, дедушка узнал, что фашисты вероломно напали на нашу мирную землю. Судовой экипаж срочно вернулся в Астрахань, чтобы получить повестки в военкомате и отправиться на фронт. Дедушка был тогда несовершеннолетним. Он обманул военкома, прибавил себе года и добился отправки на фронт. Вместе с отцом он покинул родной город. Провожали их всей семьей.
После проводов мужа и сына моя прабабушка каждый день ходила в церковь и молилась за них, за Родину, за то, чтобы вернулись живыми, чтобы война поскорее окончилась. Живя в тылу, они много делали для фронта. Одна из сестер, Ольга, создала агитбригаду. После школы они ходили по госпиталям, чтобы дать концерт для раненых бойцов, написать письма домой, кому ранение не позволяло. После концерта Ольга Леонтьевна собирала окровавленные бинты в мешки, чтобы вернуть их отстиранными, ведь медикаментов тогда не хватало. Ночью Александра Васильевна, моя прабабушка, ходила со старшей дочерью Зиной на Волгу и золой стирала бинты, мыла тоже не было. Потом развешивали во дворе, рано утром грели на углях утюги и гладили чистые бинты, чтобы после школы Ольга вернула их в госпиталь, Сначала соседи смеялись над ними, а потом тоже стали им помогать. Ведь не было ни одной семьи, чтобы кто-то не был на фронте.
Первое боевое крещение дедушка Егор получил в боях под Воронежем на реке Дон. Особенно упорные бои шли за поселок Кортояк, который на этом участке фронта имел важное значение. Пулемёт моего деда метко разил врага. Но вот упал тяжело раненный командир отделения. Дед вместе с товарищами вынес его с поля боя. Вскоре ранили командира взвода. Дед, как старший по званию, взял командование на себя, подбадривая солдат во время боя и увлекая их своим примером. Надо было во время боя перебегать от одного орудия к другому, - давать команды. Молодого бойца заметил немецкий снайпер. Дед был тяжело ранен.
Находясь в медсанбате, он обнаружил, что последняя пуля прострелила его комсомольский билет и срикошетила от значка «Ворошиловский стрелок», которым он был награждён во время боевой подготовки за отличную стрельбу. Именно этот значок спас героя от смерти.
После этого сражения дед долго числился в списках без вести пропавших.И только спустя 28 лет после войны дедушка был награждён за этот бой орденом Красной Звезды.
Когда дома получили с фронта эту весть, мать упала без сознания, но, придя в себя, она твёрдо сказала своим растерявшимся от свалившегося горя детям:«Мой Георгий жив! Он обязательно вернётся! Он не может быть убит! » Почти год не было весточек от сына, а мать ждала и дождалась: сын жив, он после госпиталя продолжает воевать.
Возвратившись в свою 174-ю дивизию, дед узнал, что после боев за Кортояк, она была переименована в 46-ю Гвардейскую Краснознамённую стрелковую дивизию. Вскоре его направили на курсы лейтенантов при штабе Воронежского фронта. Досрочно окончив курсы, на Сталинградский фронт он явился младшим лейтенантом. Однажды, находясь в разведке, дед был контужен. Осколок, попавший тогда в голову, дал о себе знать только через 45лет. Сделанная через несколько десятилетий операция дала осложнение на зрение. Так дед стал инвалидом 1 группы по зрению.
После Сталинграда и госпиталя в Саратове он опять попросился на фронт. «Долечиваться будем после окончания войны» - написал он в письме домой. А дальше было страшное пекло. Он попал на Курскую дугу в район Нового Оскола. День 5 июля 1943 года дед помнил до конца своих дней. «В это день фашисты двинулись в наступление. На наши войска был обращен огонь тысяч орудий и миномётов. Сотни самолётов заслоняли небо. Затем в атаку пошли танки противника группами от 70 до 200 единиц. В бою принимали участие и новые секретные танки фашистов «Тигр» и «Пантера», самоходные орудии «Фердинанд». Я был командиром пулеметного взвода. Перед нами была задача командующего: отрезать пехоту от танков на шоссе, по которому они шли, прорвав оборону на 10 километров, С задачей взвод справился. В одном из боев я был тяжело ранен фашистским снайпером в правый коленный сустав и надолго попал в госпиталь. После этого ранения никакие мои просьбы о возвращении на фронт не срабатывали. Я был комиссован и отправлен домой» - из личного архива Г.Л.Багаева.
В военкомате мододому офицеру предложили работу в школе в должности военрука. Затем успешно заканчивает техникум, а после Московский институт советской торговли. Всю свою жизнь он посвятил людям. Он честно работал в торговле, там, куда направляла его партия. Выйдя на пенсию, он стал ещё активнее принимать участие в жизни своей страны. В нашем микрорайоне есть клуб « Ветеран», который многие годы возглавлял мой дедушка. Жизнь в клубе была наполнена благими делами. Весело проходили праздники, было много гостей. Ветераны заботились не только о своих членах, но и помогали многодетным семьям, подростковому клубу « Романтик». В клубе до сих пор собираются ветераны.
Много лет назад дедушка видел, как один мальчик, лет 12, среди бела дня разбил в стоявшей во дворе дома машине окно, вытащил что-то. Дедушка подошёл к нему и сказал: «Положи на место и иди за мной». Мальчишка смутился, но послушался дедушку. А тот привёл в свой клуб и стал рассказывать про Тимура и его команду. А потом предложил мальчишке стать таким же, как гайдаровский Тимур. Так в нашем микрорайоне начало возрождаться тимуровское движение.
Я тоже был в этом отряде. Мы поливали во дворах деревья, убирали в своих подъездах, заботились о ветеранах, ходили за лекарствами. Девчонки организовали свой клуб « Милосердие». После работы на заданных нам объектах мы приходили в клуб «Ветеран», где дедушка со своими друзьями ждал нас со сладостями и горячим чаем. Ветераны нам рассказывали о себе, а мы от души наедались.
Дедушка делал так, что мы пользовались бесплатным проездом на трамваях и троллейбусах. Иногда нам выделяли трамвай, и мы отправлялись в увлекательную экскурсию по городу с дедушкой. Трамвай мы украшали шарами. Мы распевали песни, а прохожие на остановках нам улыбались и махали вслед. Мы бесплатно ходили в музеи, в кино, в купалку. Никогда не забуду экскурсию на хладокомбинат, где нас угощали мороженым, мы смотрели, как его делают. Мы были в типографии газеты «Волга» . Ещё помню футбольные матчи с соседними дворами. Дедушка всем нам после игры раздавал мороженое и газированную воду. О нас тогда много писали в газетах.
Мы уже выросли. Хотя дедушки больше нет в живых, но все мои и его друзья помнят его, его добрые дела. Человек будет жив, пока его помнят. Разве можно забыть моего дедушку?! Разве можно забыть то, что он сделал для меня, моих друзей, его друзей, наших соседей. Если в нашем доме случались какие-то аварии, то звонили к дедушке и узнавали, когда всё придёт в норму, потому что знали, что он дозвонится до всех, но не успокоится, пока все не придёт в норму. Однажды ночью позвонила мамина подруга и попросила дедушку, чтобы помог им отремонтировать свет, потому что несколько дней они были без света. Куда уж дедушка звонил, я не знаю, только через час позвонила мамина подруга и поблагодарила дедушку, потому что свет им дали.
Не все люди понимают, что главное в жизни - это служение людям. Мой дедушка прожил яркую и активную жизнь. Он оставил о себе добрую память. Его жизненное кредо было: « Жизнь во имя людей и для людей!»
Фёдор ЛЕОНОВ