Географические наименования, вынесенные в заголовок статьи – это символы, характеризующие разлом, кризис российского общества.
Кондопога – массовая драка местных «с пришлыми». Кущевка – зверское убийство семьи конкурента.
Манежная площадь – массовая драка футбольных фанатов.
Сасыколи – предотвращенная массовая драка.
Тула – зверское убийство женщин и детей.
Астрахань – массовая драка отмечающих свой праздник десантников с горожанами.
А мне вспоминается Всесоюзный семинар педагогических работников на базе школы в одном из совхозов Абхазии в семидесятые годы прошлого века.
Школа, сверкающая чистотой, оборудованная по последнему слову техники той поры, окруженная прекрасным пришкольным участком, поражала не только высоким профессионализмом сельских учителей (этим в советское время трудно было удивить), а больше высокой интеллигентностью и учителей, и учащихся, и родителей. Работу школы, её связь с кульпросветучреждениями, с партийной, профсоюзной организациями совхоза, его администрацией мы изучали досконально. Преподавание здесь велось на трех языках: русском, абхазском, эстонском. В классах с обучением на нерусском языке русский наравне с английским изучали как иностранный. На переменах приходилось слышать, как дети часто переходят с языка на язык.
В конце семинара встретились с главой совхоза. Он рассказал о впечатляющих успехах своего предприятия.
- Что, по-вашему, главное, обеспечивающее такие достижения? – спросил один из нас.
- Дружба народов, - вполне серьезно ответил он. Русская устремленность «вперед и выше», эстонская дисциплинированность и точность, абхазская коммерческая хватка – вот так и живем. А когда в делах порядок, то и на душе порядок, то и красоты хочется.
Красоты люди здесь не просто хотели. Они её создавали и берегли. У них было общее дело. Была справедливость в оценке их труда и в вознаграждении за труд. Была возможность безгранично духовно совершенствоваться. Многие рабочие совхоза учились заочно в вузах и техникумах. Лучшим выпускникам школы, которые усердно учились на дневных отделениях вузов и техникумов, совхоз платил свою стипендию. Не было взаимотерпимости (толерантности, как любят говорить все, не любящие русский язык), было взаимопонимание и взаимоуважение.
В подобное сейчас не верят многие. За 20 лет целому поколению вбивали в голову, что социализм – это серость, нищета, мрак, ГУЛАГ. За социалистическое прошлое нынешние власти требуют покаяния.
А я от этой власти не покаяния требю. Требую привлечения к уголовной ответственности тех, кто лишил граждан СССР Отечества – развалил 20 лет назад Советский Союз, кто отнял у людей работу, возможность уверенно смотреть в будущее, кинул в пучину дикого рынка. Как справедливо написал в нашу газету Х.Сарбалаев, «обрушил основы бытия». Не творческий, созидательный труд, а умение ловчить, мошенничать, спекулировать, воровать стали определять высокий социальный статус человека.
Это по всем законам мирским и божеским несправедливо. Но бороться за справедливость в нынешней России законными методами невозможно.
Власть и начальство выше подозрений. Астраханский губернатор на запрос депутатов-коммунистов отвечает, что «прошлое чиновника в ранге министра мы изучать не будем». А этот министр-чиновник уволок из бюджета Астрханской области 117 миллионов рублей.
Прокуратура на бесчисленные жалобы о взятках, злоупотреблениях, рейдерских захватах предприятий, о наркоторговле, об откровенном бандитизме отвечает: в результате проверки нарушения закона не выявлено.
Что же народу остается? С охотничьими ружьями и топорами отражать атаку вооруженных бандитов, как в Сагре. Сагринцам грозила прямая опасность быть убитыми, ранеными, искалеченными. В условиях крайней необходимости они вынуждены были обороняться. Понадобилось бы их мужество, если бы милиция вовремя среагировала на заявление сельчан о том, что в их селе обосновались наркодилеры? Не понадобилось бы. И конфликта бы не было. Произошедшее в Сагре – яркий пример того, что криминал интернационален. Наркодилер – цыган по национальности – на помощь призвал несколько десятков вооруженных обрезами, травматикой, битами, холодным оружием кавказцев.
В Сагре настоящие мужчины отстаивали свое право свободно жить в своем селе. А вот что отстаивали бывшие десантники 2 августа этого года, марширующие к рынку Большие Исады в Астрахани? В большинстве своем расхристанные, с банками пива в р уках п од к онвоем ОМОНа о ни н е крылатой пехотой выглядели, а сдавшимися в плен этому бандитскому режиму, они просто позорили боевой клич: «ВДВ не сдается».
Год живут под гнетом этого бандитского режима, а раз в году толпой, а не стройной колонной, идут громить спекулянтов. Ну, и чего добиваются? Бунтуют не первый год, а воз и ныне там. Ни в одной стране мира бунты не приводили к торжеству справедливости. Пока капитал диктует свои волчьи законы: жизнь – это война всех против всех, прав тот, кто первый стреляет, «Кущевки» будут повторяться снова и снова. Пока он насаждает свою мораль: если умный, почему не богатый? - унижение будет уделом многих. И рано или поздно унижение выливается в агрессию. Даже в самых развитых странах, где униженные не терпят таких лишений, как в нынешней России, молодежные бунты – не редкость. Пример тому – Великобритания начала августа этого года.
Где же выход? Выход в трезвой, упорной, мужественной борьбе за социализм. Только социализм обеспечит каждому работу, достойное вознаграждение за труд и неограниченные возможности для творческого роста. И каждый крылатый пехотинец, верный клятве: « ВДВ не сдается», в этой борьбе не лишний.
Т. КОЖЕВНИКОВА,
секретарь Астраханского обкома КПРФ