Владимир Дмитриевич Усов родился в 1936 году в г. Воронеже. Кто из воронежских мальчишек не мечтал о море? Ведь здесь начинал строить флот России ещё Петр I. Не был и Володя Усов исключением.
Позади трудности военных и первых послевоенных лет, окончена школа, и он поступает в Астраханское мореходное училище на судоводительское отделение.
Незабываемы курсантские годы. Масса новой информации на лекциях, круговерть комсомольских поручений, шлюпочные походы, дружная компания и твёрдая уверенность, что все морские и океанские дороги будут подвластны им, молодым и дерзким.
Вот училище окончено, получено направление в Государственное рейдовое пароходство Министерства морского флота СССР. Начинал самостоятельный трудовой путь Владимир Дмитриевич в качестве третьего помощника капитана. В эти годы он связал свою судьбу с Коммунистической партией. Одну из рекомендаций дал комсомол.
Жажда знаний не покидала молодого специалиста. Он поступает в Одесский институт инженеров морского флота без отрыва от производства, после окончания которого был откомандирован в Эстонское морское пароходство.
Так будет всю жизнь: куда бы ни посылала Родина, он принимал назначение и со всей ответственностью выполнял новые обязанности.
В качестве помощника капитана, а затем и капитана водил суда от Таллина до Колымы, от Таллина до Западной Африки. От Новороссийска до Индии и Вьетнама.
Во Вьетнамские порты заходил в те годы, когда «ревнители демократии» - США устилали землю и воды этого героического народа ковровыми бомбардировками, жгли напалмом, травили дефолиантами.
Суда, ведомые В.Д. Усовым, швартовались более чем в 100 портах 30 стран.
Затем – снова Астрахань, Астраханское управление пароходства «Каспар». Вначале был начальником нефтеагентства, потом заместителем начальника Астраханского управления пароходства «Каспар». Коммуниста Усова, грамотного, ответственного специалиста направляют в г. Хельсинки в Финляндию на верфь «Вяртселя» главным специалистом по приемке ледоколов, которые строили здесь для Советского Союза. Ледоколы эти и сегодня несут свою службу.
1977 год. Позади 19 лет работы, тысячи миль морских и океанских дорог. Владимира Дмитриевича Усова, капитана дальнего плавания, назначают начальником Астраханского мореходного училища. Учебному заведению, которое когда-то окончил сам, он отдал более 11 лет.
Морской флот СССР был одним из самых мощных в мире. Советские моряки отличались не только отличным знаниями, прочными профессиональными навыками, но и физическим здоровьем, высокой культурой.
Таких специалистов выпускало и наше Астраханское мореходное училище. Ребята не только изучали специальные дисциплины, но посещали занятия по этике и эстетике, занимались в различных творческих кружках и спортивных секциях. Гандбольная команда училища была одной из лучших в России. Коллективно посещали музеи и театры. Владимир Дмитриевич не жалел усилий для заключения договоров с различными творческими союзами, и в гостях у курсантов были лучшие актёры, музыканты, писатели страны.
1988 год – новое назначение. Его направляют в качестве эксперта по кадрам Управления дноуглубительных работ в Аргентине. Это поручение Советского Союза он выполнял до 1992 года. Вернулся уже в другую страну: не было СССР, не было советской власти.
Поначалу он принимает предложение стать главным специалистом по водному транспорту в отделе транспорта, связи и дорог Астраханской областной администрации.
Но вскоре понял, что местная администрация на стороне предательской ельцинской власти, задача которой - устранение России как конкурента капиталистическим странам во всех сферах. Разгрому начал подвергаться и водный транспорт. Мириться с этим коммунист не мог. Он порывает с администрацией области, хотя положение главного специалиста обеспечивало многие материальные блага.
Владимир Дмитриевич сосредоточивается на обобщении своего богатого опыта. Как автор, соавтор, редактор он участвовал в издании более 20 пособий для работников флота.
С комсомольских лет он был в гуще общественной жизни: заместитель секретаря комсомольской организации АМУ, а впоследствии пароходства, 15 лет - депутат районных, городского советов, в Аргентине - секретарь парторганизации КПСС советских специалистов в южной части Аргентины, Управления дноуглубительных работ.
В настоящее время – член Бюро Астраханского обкома КПРФ, непременный участник всех политических акций астраханских коммунистов.
Советская Родина высоко оценила его труд. Он награжден орденом «Знак почета» и многими государственными и ведомственными медалями, ему присвоены звания «Почетный работник морского флота СССР», «Заслуженный работник транспорта РСФСР».
Ветеран морского флота – достойный пример для молодых коммунистов.
Т.В. КОЖЕВНИКОВА