Эти заметки – размышления о степени защищенности наших женщин-детей войны не только от капризов природы, но и социально-экономических, бытовых потрясений появились у меня после многочисленных поездок по районам области для встреч с участниками нашей организации «Дети войны».
Народу на такие встречи, как правило, собирается много. Разве есть в России семья, которой не коснулась война? Но в залах преимущественно женщины. Головы многих по давней крестьянской привычке покрыты платочками, из-под которых – утомленные, но исключительно светлые, доброжелательные, истинно материнские взгляды, проникнутые извечной тревогой за близких.
Да-да, за близких, а не за себя. Все лучшее – детям, внукам. Им сейчас и компьютер, и машина, и куртки по последней моде, и деньги на отдых в Турции, например. Конечно, и самой не мешало бы кофточку новую заиметь, да и пальтишко давно повыцвело. Нет, не сейчас. У зятя скоро день рождения, а там – младший внук в первый класс пойдет.
И распределяют бабушки свои сверхскромные пенсионные денежки на поддержку детей и внуков, на оплату услуг ЖКХ и совсем чуть-чуть – себе на продукты. На кофточку, а уж тем более на пальто – не получается с 5 700 рублей в месяц. На лекарства тоже не хватает.
И вот у меня уже комок к горлу при виде до времени постаревших лиц, огрубевших, искорёженных полиартритом кистей рук. Тех самых рук, которые бережно выхаживали когда-то младших сестрёнок и братишек, помогая маме, оставшейся вдовой в 25-27 лет с несколькими детьми.
Участь старшей сестры была особенно ответственной. Не зря об этом и написано немало книг, немало и фильмов снято. С годами эта внутренняя установка-заботиться о других – только усиливалась, становилась нормой жизни. Подумать о себе всегда было некогда. А время летело. Вот и станция с названием «Поздно».
Сам я, рано оставшийся без матери, остро осознаю роль женщины в семье: бабушки, матери, старшей сестры, других родственниц, которые в суровые военные годы поддерживали многочисленных детей-сирот. Низкий им всем поклон.
Но вот не даёт покоя обида за них сегодняшних. Почему, особенно у сельчан, такие маленькие пенсии?
Оплата труда в колхозах, совхозах никогда не была высокой. Но почему бы людям старшего поколения не индексировать пенсию по более высокому коэффициенту? До каких пор нашим бабушкам видеть толпы иностранных туристов пенсионного возраста на фоне белоснежных лайнеров, в удобных и красивых современных одеждах и вздыхать с горькой улыбкой: «Это не для нас».
Ранее я часто бывал в других странах. Могу подтвердить: на западе родители не удерживают возле себя детей так долго, как это принято у нас.
Более того, их готовят к самостоятельной жизни с детства. Школьники, начиная с младших классов, продают газеты, моют посуду в кафе, работают дворниками…
Мы же стараемся уберечь детей от раннего труда. Почему? Исторически так сложилось. Вот мнение моего товарища, он тоже из поколения детей войны: «Мы, дети войны, работали наравне со взрослыми женщинами, стариками. Помню, везли мы сено, через реку пришлось перебираться по льду. Быки скользят, упрямятся, а до берега метров двадцать. Лед кое-где начал трескаться. Я разулся (жалко было обувку мочить) и босиком повёл быков на более крепкий лёд. На берегу уже ног не чувствовал. Долго болел после этого. Вскоре похоронку принесли: отца не стало».
На встрече в Икрянинском районе рыбачка Астахова рассказала, как подростком заготовляли лёд для Оранжерейнинского рыбокомбината, потом работала на приёмке рыбы. Тяжелейший, абсолютно недетский труд был нормой для детей войны.
Отсюда и естественное желание защитить своих детей от моральных и физических перегрузок, которые довелось пережить самим. Такова наша история, наш уклад жизни, наша проблема.
В своей бескорыстной любви к ближним, заботе о них женщины абсолютно забывали о себе. А рядом росли эгоисты. Мало ли сегодня случаев, когда стариков, всю жизнь посвятивших заботе о семье, выживают из дома грубостью, унижением. Некоторые из них пополняют отряд бомжей. А сколько в судах дел в связи с разделом наследственного имущества!
В Астрахани открыт приют временного проживания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Большинство его контингента – пожилые люди, всё отдавшие своим детям.
В советское время в сёлах области открывались дома для ветеранов. Был такой дом и в селе Сизой Бугор с аккуратными комнатами на двоих, ухоженной столовой с большим самоваром, красивым чайным сервизом, с комнатой отдыха, где был телевизор, удобные кресла.
А вокруг дома проживающие в нём и их помощники разбили фруктовый сад.
Помнится, как гордился этим домом бывший в то время председателем Сизобугоринского сельсовета Гарифулла Имзеевич Искалиев.
А уж как были рады бабушки, бывшие доярки, овощеводы, оставшиеся в старости одинокими. Многие из них до войны не успели выйти замуж или в войну остались бездетными вдовами.
Сейчас этого доброго дома для ветеранов уже нет. А жаль.
Но такая форма поддержки пенсионеров сохранилась, например, в Зеленге, Тумаке. Значит, надо и в других сёлах вернуться к такой практике, развивать её.
Старость каждого должна быть достойной, а для этого у человека должна быть возможность жить самостоятельно, а не под диктовку и ворчание родственников, считающих его помехой. Наши люди, а женщины в особенности, заслужили такое право.
Мы, члены общественной организации «Дети войны», считаем, что сейчас исключительно важно разработать и принять федеральный закон о повышении степени социальной защищённости женщины-пенсионерки России. Предусмотреть в нём и повышение пенсий, и медицинское обслуживание, особенно в сельской местности, и доступность санаторно-курортного лечения, а также возможность участвовать в разнообразных творческих объединениях. Предусмотреть на всё это финансирование из государственного бюджета.
Вроде бы многое для пожилых делается. Широкую популярность получили повсеместно центры по работе с населением Минсоцразвития. Оказывается социальная помощь на дому. Но крайне трудно, к примеру, найти сиделку для лежачего больного. Для перевозки тяжелобольных приходится вызывать платную «Скорую» за две тысячи рублей. Закрыт санаторий-профилакторий в Оранжерейном, где за государственный счёт многие пенсионерки области поправляли здоровье и отдыхали, получив путёвку в органах соцзащиты, а нового ничего не предложено.
В области разработана и уже действует программа подготовки к 70-летию Великой Победы. К 69-й годовщине (к 9 мая 2014г.) В Астрахани и области прошла масса благотворительных мероприятий для ветеранов войны и труда, но организация «Дети войны» была обойдена. Не хотелось бы повторения подобного. Вклад детей войны в Великую Победу, в послевоенное восстановление страны очевиден для всех.
Женщины – наиболее впечатлительная и ранимая половина человечества. Им особенно важно и доброе слово, и искреннее участие в решении их наболевших проблем.
Пора государственным мужам глубже об этом задуматься и помочь россиянкам, перенесшим трудное военное детство, обрести достойную жизнь.