«Каспия – море с закавыкою»
Н. Мордовина
На всех картах мира Каспий назван морем, хотя даже школьник знает, что он – озеро, потому что не связан ни с каким океаном. Площадь и глубины, правда, у него морские: 371 тысяча кв. километров, 1025 м (максимально). Но вода на большей его части почти пресная, потому водятся в нём речные виды рыб: осетры, сомы, судаки, щуки, карпы, вобла и многие другие.
Почему же географы не стремятся исправлять карты, требовать, чтобы рядом со словом «Каспийское» стояло слово «озеро», а не «море», как сейчас?
По многим причинам. Все перечислять не будем. Коснёмся только одной – правовой статус Каспия. По его берегам расположились 5 государств: Россия, Казахстан, Туркмения, Иран, Азербайджан. Отношения прибрежных государств требуют правового урегулирования. Морское право лучше регулирует права на использование морских богатств. А в Каспии их немало: нефть, газ, рыба. После распада СССР начался раздор по поводу статуса Каспия (море, озеро) и прав на его ресурсы. Если бы Каспий признали озером, то делить его пришлось бы всем поровну. Так предлагал Иран. Но другие государства, у которых береговая линия была больше, чем у Ирана, настаивали на более выгодном для них морском принципе раздела. Он предполагает, что каждый получает свой прибрежный сектор шириной 20 километров, а остальная часть находится в общем пользовании. В итоге решили дно для нефти поделить как море, а воду поровну.
В результате раздела большая часть каспийской нефти досталась Казахстану и Азербайджану.
Астраханцев волнуют не только нефть и газ, но и рыбный промысел, который во многом зависит от уровня Каспия. До 2014 года он (уровень) был достаточно высок, создавал подпор идущим с Волги водам. Авандельта (раскаты) до последнего времени занимала площадь приблизительно 200 на 50 километров. Вода тут пресная – прекрасный приют для речных видов рыб. Но в последние годы уровень моря снижается, что приводит к росту дельты и сокращению площади авандельты (раскатов). Рыбный промысел может потерять огромные площади. Зоны нагула рыб будут уходить всё южнее.
«Уровень Каспия и раньше менялся в значительных пределах, но до настоящего времени не создано ни одной математической модели, достоверно представляющей изменения уровня этого уникального водоёма» (К. Литвинов, кандидат биологических наук).
В России лучшие в мире математики, да и искусственный интеллект в помощь. Неужели и сегодня не под силу эта задача? А ведь от её решения зависят все виды деятельности на территории Прикаспия, не только рыболовство.
Набирает обороты весенняя путина
Как бы ни чудили погода и батюшка Каспий, а в марте в Астраханской области открылась весенняя путина. Пришлось поволноваться рыбодобытчикам: сумеют ли выполнить заключённые контракты на поставку щучьей икры. Мартовская щука так и не пошла в реки. За ней, проснувшейся в зимовальных ямах, двинулись ловецкие «казанки» на раскаты, близкие к морю. Здесь и ставили секрета. За день одним экземпляром этой снасти можно набрать полную лодку щуки.
Но иногда из-за погодных условий приходилось простаивать. А на путине каждый час стоит дорого. Но как бы трудно ни был, с заданием справились. Российский рынок получит щучьей икры столько, сколько определено контрактами.
Паводок только начался. На апрельские уловы большие надежды. «Главное, чтобы соляркой вовремя снабжали до приёмка рыбы была организована в полном соответствии с нормами и правилами рыболовства», - считают рыбаки.
Бригадир звена ловцов из с. Лебяжьего (Камызякский район) К. Телеушев говорит: «Опыта нам не занимать. В звене 11 человек. Работаем для Кировского рыбзавода. Всё нормально. С апрельским теплом пошла вода с верховьев. И невод становится полнее с каждым притонением. Крупный промысловый лещ сегодня в особом спросе. Сдаём на заморозку и вялку. Уверены, квоту исполним».
Промысловики ждут массового хода сазана, сома, судака. Есть надежда, что за весну и осень астраханские ловцы дадут России пятьдесят тысяч тонн рыбы, причём 70% из неё в деликатесной переработке.
Весенняя путина для тысяч астраханцев праздник. Помнится, в советские времена её открывали торжественно, руководство области поздравляло промысловиков с началом «большой рыбалки» и желало «ни чешуйки, ни хвоста».
- С чем только ни поздравляет губернатор астраханцев, а вот чтобы с началом путины нам успехов пожелал, не припомню. Не наш человек, - посетовал знакомый промрыбак, ловецкий стаж которого более полувека.
Может, и пропустил он губернаторское напутствие, но то, что астраханские СМИ уделяют любительскому рыболовству и фестивалю «Вобла» гораздо больше внимания, чем промысловому лову, - факт.
Воблу настигла зоографическая яма
Ждать ли нам крупной воблы? На этот вопрос отвечает кандидат биологических наук С. Подоляко:
- Появления большого количества крупной воблы ожидать не следует.
Крупная вобла, в норме составляющая основу нерестового стада, представлена преимущественно рыбами в возрасте 4 лет. Соответственно рыбы, возраст которых равен 4 годам, вылупились из икры в экстремально маловодном 2015 г., катастрофически неблагоприятным для размножения воблы. Да и родительское поколение того, 2019 г., в свою очередь, вывелось в экстремально маловодном 2015-м, поэтому само было малочисленным. Воблу в этом году настигла зоографическая яма (Про людей в подобных случаях говорят – «демографическая яма»). Трёхлетки, несомненно, будут. Если условия паводка станут благоприятными для Воблы, то глубина этой ямы уменьшится. Если нет, то аналогичная картина будет наблюдаться в 2027 г.
Авторы экоцида
Нет у Волжского Понизовья большего врага, чем человек. Недавно в Астрахани возбуждено уголовное дело по факту массовой гибели рыбы. По информации пресс-службы природоохранной прокуратуры, работник одной из организаций, занимающийся аквакультурой, перекрыл земляным валом водоподающий канал, соединяющий ильмени Красный и Балды-Кашкан. Из-за чего ильмень Балды-Кашкан пересох полностью. Погибло 55 тысяч рыб. Ущерб – 14 миллионов рублей.
У этого преступления есть автор. Он будет наказан. Но о массовой гибели рыбы мы узнаем чуть ли не каждый месяц. И виновников порой отыскать невозможно. Разливы нефтепродуктов, ядовитые сточные воды, рукотворные пожары на островах (прибрежная полоса почти закипает) и мусор, мусор, сбрасываемый по берегам, а то и прямо в водоём.
Не хочу оскорблять всех гостей-рыбаков-любителей, но об одном не могу не сказать. Осмелилась сделать замечание: «Заберите, пожалуйста, с собой свой мусор». И услышала: «Да вы, охламоны, тут живёте веками, контейнеры поставьте для мусора, хоть на туристический сезон, старух наймите, чтобы убирали…»
Камо грядеши, человече?