В настоящее время бытует мнение о главенстве патриархата в обществе. Чаще всего обыватель считает, что подчинение женщины складывается из её психологической особенности подчиняться. Если исторически рассматривать данный вопрос, то действительно можно увидеть главенство мужчины над женщиной.
В античной Европе женщина имела положение чуть выше раба, в её обязанности входило по большей части рождение детей и ведение домашнего хозяйства. В средневековье положение женщины так же не отличалось наличием прав и свобод.
Но что мы видим с наступлением периода раннего капитализма? Женские забастовки на предприятиях, начало движения феминизма, женщины организуются для борьбы за свои права, первые массовые женские марши и демонстрации.
С чем это связано, и чем отличается эпоха капитализма от прочих эпох?
С появлением капитализма ранние буржуа стремятся к минимизации издержек на производстве. Для этого производства наполняются женской рабочей силой, так как благодаря традиционному общественному укладу, женщине (как и ребёнку) можно платить меньше, чем мужчине. Но несмотря на ужасные условия труда, капитализм дал женщине то, чего не было в докапиталистических эпохах, а именно возможность получать доход и, как следствие этого - иметь собственность. Промышленная революция позволила с одинаковой эффективностью работать на одном и том же станке как мужчине, так и женщине.
Именно собственность становится краеугольным камнем в вопросе различия женщин и мужчин. Если в докапиталистические эпохи вся собственность принадлежала мужчинами, то в эпоху капитализма эти различия постепенно начинают размываться. Женщина частично теряет экономическую зависимость от мужчины, тем самым получает право на собственное мнение. Когда женщина экономически независима, она может не бояться утраты мужа-кормильца, она банально не умрет с голоду, если в результате разногласий с мужчиной потеряет его покровительство и будет выгнана из дома.
Именно относительная экономическая свобода, наличие средств к самостоятельному существованию дают женщине возможность изучать науки, иметь досуг и общаться с такими же женщинами. Такое положение в дальнейшем вытекает в возможность женщин объединяться и бороться за свои права.
На этом этапе исторического развития капитализм был крайне прогрессивной формацией, но его прогрессивность длилась очень недолгое время, ведь вместе с возможностью обретения прав женщины подверглись чрезвычайной эксплуатации и гнёту, работа на производстве очень часто приводила к инвалидности, уродству и даже смерти представительниц прекрасного пола…
Какого же положение женщины в настоящее время?
Казалось бы, научно-технический прогресс гигантскими шагами ведет нас в будущее. И мужчина, и женщина, и ребенок в современных условиях могут выполнять практически одинаковую работу. Права женщин никто не попирает, заработная плата равна, деления по сферам деятельности нет – победа… Или нет?
По статистике, в России женщина получает на 29% меньше мужчины, работая на одинаковых позициях. Кроме того, женщине зачастую не удаётся устроиться на работу. При трудоустройстве задают необычные вопросы: «А есть ли у вас молодой человек? Сколько у вас детей? Рожать когда планируете?»
Капиталисту нужен работник, который будет, подобно батарейке, отдавать всего себя на благо прибыли и капитала.
Основная проблема гендерного неравенства в современном обществе – способность женщины к деторождению. Рождение ребенка как минимум на полтора года выбивает женщину из производственного процесса. Сложившаяся традиция о мужчине-добытчике и женщине-хранительнице очага обретает новую жизнь в условиях борьбы и конкуренции за рабочее место.
Марксизм говорит об экономическом и социальном равенстве людей любого пола, расы или возраста. Тягости воспитания ребёнка женщиной становятся не её личным бременем, а общественным. Практически с рождения ребёнок будет приниматься в общество и всячески им оберегаться путём широкого распространения яслей, детских садов, пришкольных учреждений и т.д.
В отсутствие рынка как определяющей экономической структуры пропадёт и потребность в дикой конкуренции, в результате которой остаются отвергнутые и брошенные на произвол судьбы люди.
В связи с изменением экономической формации женщине не придётся заниматься продажей своего тела: будь то проституция, порнобизнес или попытка выдать себя замуж по стандарту красоты. В новом обществе вырастет поколение мужчин, которые не буду знать, что за деньги можно купить какого-либо человека, вместе с этим и возрастёт статус женщины, изменится отношение к ней. Что в свою очередь похоронит такой феномен как домашнее насилие.