Интервью депутата Государственной Думы РФ, члена Парламентского Собрания России и Белоруссии Николая Васильевича АРЕФЬЕВА журналу «Союзное государство».
- Николай Васильевич, в этом году в декабре исполнится 30 лет с того момента, как с политической карты мира исчезло государство, в котором мы с вами родились – СССР. Как, по-вашему: этого можно было избежать?
- Да, избежать можно было. Я всё-таки придерживаюсь мнения, что это был проигрыш СССР в холодной войне. И СССР «убили» его же оружием – жёсткой партийной дисциплиной, которая заставила все здоровые силы общества подчиниться «новому мышлению», «перестройке» и другим хитроумным уловкам мирового империализма. Горбачёв был только исполнителем, а идеологи были на Западе. Собственно сейчас происходит то же самое. В партии «Единая Россия» та же КПСС-овская дисциплина, и если партия без всякой надобности повысила пенсионный возраст, то она способна пойти на любое преступление, вплоть до развала России, потому что её успехи в развале страны просто умопомрачительные.
Предотвратить развал СССР ничего не стоило. Тот же ГКЧП должен был не напиваться и разъезжаться по дачам, а всю ночь отлавливать предателей и восстанавливать конституционный порядок в стране, и порядок был бы наведен. Но, скорее всего, ГКЧП был создан как провокация для ускорения развала Союза, а покорная руководящая братия готова была подчиниться любым решениям верхушки. Вот и получили то, что имеем!
Что касается экономики, то она была мощной, несмотря на потуги Андропова и Горбачева разрушить её, она давала ежегодный рост около 6%, сейчас о таких темпах даже мечтать не приходится.
- Часто приходится слышать, что наше Союзное государство – наследник СССР. Насколько это близко к истине?
Союзному государству наследником пока ещё только предстоит стать. Да и то, скорее всего, оно станет наследником части территории СССР, но не государства с совершенно другим политическим строем, экономическим укладом, с совершенно другой идеологией. Самое главное, что Белоруссия при буржуазном строе идёт путем созидания, а Россия при мафиозно-криминальном режиме идёт путем разрушения. Скажите, как можно соединить прямо противоположные экономические направления в едином государстве? Именно поэтому Союзное государство уже 20 лет топчется на месте и не идёт на сближение двух стран. Получился странный тандем: Белоруссия без России экономически не выживет, а у России, кроме Белоруссии, друзей не осталось! Невозможно жить друг без друга, как невозможно и жить вместе!
- Наш Союз включает в себя много аспектов: экономический, стратегический, социальный, культурный, научный, военный, и так далее. Какой из них, с вашей точки зрения, преобладает? А какой должен преобладать?
Преобладает культурный, потому что мы - один народ, волею судеб разделённый на два государства. И даже если нас оградить колючей проволокой, мы всё равно останемся единым народом с единой культурой и единой историей. А вот преобладать должно экономическое сотрудничество, которое, к сожалению, не развито. И не развито по политическим причинам, о которых я уже сказал. Торговля развита, но это еще не экономика, причем, торговля односторонняя. Белоруссия поставляет в Россию множество различных товаров, а российских товаров я в магазинах Белоруссии не видел, значит, как и всем, мы поставляем в Белоруссию только энергоресурсы.
- В Парламентском Собрании вы входите в состав Комиссии по бюджету и финансам. Хватает нам бюджета? Понятно, что денег всегда не хватает. Но если бы вас спросили, сколько Союзному государству нужно в год для полного счастья, что бы вы ответили?
- Бюджет Союзного государства крошечный – 6 млрд. российских рублей, что примерно равно бюджету российского сельского района. Бюджет как бы адекватен тем крошечным задачам, которые поставили перед собой руководители обоих государств. У нас не решён вопрос собственности Союзного государства и это становится препятствием для осуществления совместных проектов. Потому что непонятно, кому будет принадлежать объект после завершения строительства. Каким должен быть бюджет Союзного государства, зависит от целей и задач Союзного государства. Эти задачи, к сожалению, не выстроены, цель определена, но существует априори и 20 лет стоит на одном месте, на этом же месте стоит и бюджет Союзного государства.
- Насколько мне известно, у нас большая часть бюджета идёт на статьи, связанные с безопасностью, сиречь – на оборонку. Но, положа руку на сердце, слабо верится, что на нас действительно кто-то решится напасть. Так не лучше ли нам направить деньги на развитие союзной экономики, науки или медицины? Последнее сегодня наиболее актуально…
- Не могу согласиться. В то время, когда НАТО приближает войска к границам Союзного государства, надо думать, прежде всего, о безопасности государств. Развёрнутая против Лукашенко война до сих пор не утихла, и вмешательство соседних государств и США во внутренние дела суверенного государства говорит о том, что все международные институты, призванные сохранять мир на земле, сбились с орбиты и начали поддерживать разжигателей войны. Нужно защищаться и быть готовым ко всему.
Что касается предложения направить деньги на развитие медицины, то возражений нет, но только на медицину, которая лечит людей, а не продаёт медицинские услуги. Сегодня в России в год медицина потребляет 6 млрд. рублей: 3 млрд. из бюджета и столько же – платные услуги! И, как видите, можно сказать, что медицины в России нет! Нужно отказаться от страховой медицины и перейти на государственную, тогда и денежные вливания пойдут на пользу медицине, а не в карман коммерсантов от медицины.
- Сейчас в обществе идут жаркие споры о дальнейшей судьбе нашего интеграционного Союза. Многие полагают, что глубокая интеграция равноценна слиянию. Но разве это так?
- Я за слияние в одно государство. Два государства в одном Союзе напоминают мне квартиру с подселением, где жильцы всегда недовольны друг другом. К тому же, Союз у нас уже был, и это оказалось ненадёжным образованием, всегда находятся подстрекатели, которые, в силу своих интересов, способны спровоцировать «развод по национальным квартирам». Со мною могут не согласиться, но не соглашаются, обычно, большие чиновники, которым всегда хочется быть «лучше первым парнем на селе, чем последним в городе». Я родился в Астраханской области, где проживают люди 120 национальностей, и этим простым людям не хочется переезжать в свои национальные государства, они хотят просто жить, растить детей, работать, и если стереть границы, они почувствовали бы только радость от ликвидации многих проблем, которые создали им чиновники всех государств.
- С другой стороны, многие представители оппозиции, и не только в Беларуси, но и в России, предлагают разорвать Союзный договор и перейти на чисто деловые отношения: «продал – купил». Про белорусскую оппозицию я не говорю, она просто предлагает «выйти из всех организаций, в которых присутствует Россия», но как быть с утверждениями наших «квасных патриотов», которые полагают, что Россия от такого разрыва выиграет, поскольку сегодня мы якобы спонсируем белорусскую экономику в ущерб экономике российской? Что можно им возразить? По-вашему, сможет ли Беларусь выжить вне Союзного государства? Чего ей это будет стоить? А насколько сложно будет России существовать без Беларуси?
- Союз надо не разрывать, а создавать путём глубокой интеграции. Никто никого не кормит. Тем, кто так говорит, рекомендую посмотреть платежный баланс. Отношения «продал-купил» не надо создавать, они уже действуют 20 лет, другое дело – вопрос глубокой интеграции: этот вопрос стоит на месте. Россия интегрировалась в мировую экономику, потеряла экономическую независимость и приобрела деградацию, а вот для интеграции с Белоруссией ни смелости, ни желания не видно. Хотя выгоды очевидны!
Что станет с Россией и Белоруссией, если не будет Союзного государства. Осмелюсь заявить: ничего не будет, потому что такого государства нет, его первоначальная идея была заморожена и в этом виде существует поныне. Крошечный бюджет никак не влияет на экономическое развитие обеих стран, им просто поддерживается вялотекущий процесс фиктивной интеграции. Никто не пострадает, потому что Россия и Белоруссия входят во множество международных объединений, которые регламентируют экономические отношения входящих в них государств. Так что, мало что изменится.
- Каким бы вы хотели видеть будущее Союзного государства?
- Сегодня русский народ – самый разделенный в мире. Мне бы хотелось, чтобы русский народ воссоединился в одну страну. Конечно, я бы хотел видеть эту страну социалистической, я жил в такой стране, люблю её и её строй считаю самым гуманным и справедливым. Союзное государство я вижу примерно так. Для начала нужно объединить обе страны и создать общие союзные органы управления. Объединить бюджеты и управлять из союзного государства, а через время, пока не знаю, какое, упразднить органы управления России и Белоруссии и оставить только Союзные. Это – в общих чертах.
- Мы создаём единое экономическое, транспортное, таможенное, образовательное, даже налоговое пространство. А можем ли мы когда-нибудь прийти к единому финансово-кредитному пространству?
Возможна ли вообще глубокая интеграция, когда Центральный Банк России является полностью независимой финансовой организацией, в то время как Национальный Банк Республики Беларусь полностью подотчётен президенту страны?
Какая система представляется вам более верной?
Вообще, насколько это нормально, когда Центробанк не контролируется руководством страны? Ведь, если разобраться, у нас даже своих золотовалютных резервов России нет, а есть золотовалютные резервы независимого Центрального Банка России?
- Можно! И примером тому Советский Союз, Евросоюз, Соединенные Штаты и многие другие. Когда создавалась ООН, тогда и преследовалась цель единого мирового экономического пространства. Но помешала «холодная война» и амбиции США на гегемонию в мире.
Центральный Банк не должен быть независимым, он должен служить интересам страны, а не интересам Международного валютного фонда. Золотовалютные резервы всегда находились в СССР и служили кредитными ресурсами для развития экономики страны. Сегодня все накопления России не принадлежат, всё вывозится за границу, страна разрушается, и это является политическим предательством правящей верхушки.
- Договором о создании Союзного государства, подписанном ещё в 1999 году, предусматривалось уже в ближайшие годы создать общую валюту. Однако прошло уже больше двух десятилетий, а рубль у нас до сих пор у каждого свой. По-вашему, этот вопрос по-прежнему актуален?
Какие преимущества нам может дать союзный рубль?
Где должен находиться его эмиссионный центр?
А можно использовать в качестве общей денежной единицы криптовалюту? У которой по определению не может быть никакого эмиссионного центра? Беларусь криптовалюты уже признала…
- Самый свежий – опыт Евросоюза, где страны с разным уровнем развития экономики перешли на общую валюту. Это не безболезненно, особенно для слабых стран. Весь вопрос в ценообразовании, а это зависит от структуры экономики, от налогообложения, от происхождения товаров и от курса национальной валюты к Евро. Поэтому переход на единую валюту Союзного государства возможен и нужен, но к расчётам этого перехода никто не приступал вследствие нежелания переходить на одну валюту…
Преимущества единой валюты очевидны, убирается посредник – доллар, убирается конвертация валют, а это означает, что национальная валюта всегда есть в нужном количестве, а вот иностранная – не всегда.
Эмиссионный центр должен находиться в национальном Центральном Банке Союзного государства, независимом от МВФ. Сейчас Банк России разрабатывает цифровой рубль, который концептуально пока ещё не приобрел конкретную форму. Но если его разработать с целью применения в качестве единой валюты Союзного государства, то это было бы универсальное средство платежа. Криптовалюту я не одобряю, это неуправляемая валюта, которая легко обогащает и легко разоряет.
- А что вы думаете о союзной конституции, союзном гербе, флаге, гимне, они нужны, или, раз до сих пор обходились – можем и дальше обходиться?
Есть ещё вопрос о союзном парламенте, функции которого сейчас выполняет Парламентское собрание. Насколько он нужен?
- Если говорить о едином государстве, то над его атрибутикой я пока не думал, а вот Конституция должна четко определить черты государства и основные ориентиры развития страны. К этим ориентирам должны идти оба государства. По достижении всех заявленных в Конституции целей, оба государства отмирают, и остаётся только союзное. А вот как оно будет называться, будет зависеть от Конституции, но можно провести референдум по названию.
Конституция должна определить, каким быть парламенту. Моё мнение: исполнительная власть должна зависеть от законодательной, и ни в коем случае не управлять законодательной властью, как это сделано в России. Думаю, что от должности Президента надо вообще отказаться.
- Скоро мы будем отмечать 80 лет с начала Великой Отечественной войны. Что значит эта дата для наших стран, для нашего Союза? А для вас лично?
- Начало войны – это трагедия десятков миллионов людей и это знают все. Но прошло 80 лет, а человечество ничему не научилось. По-прежнему сильные мира сего играют мускулами, желая наказать всех и каждого, кто посягнёт на их доходы. Война в Ираке, Сирии, тлеющая война в Афганистане, политическая война на Украине, санкционная война против России, информационная война в Белоруссии и во многих других странах… Все войны – из-за денег, из-за передела финансовых потоков, но страдают от этого простые люди.
Великая Отечественная война для России и Белоруссии имеет одинаковое значение, тогда мы были единым государством. Разница лишь в том, что Белоруссию фашисты захватили полностью, а Россию – только до Волги. Но белорусы в оккупации защищали свою Родину не хуже, чем на фронте. А освобождали страну все: и русские, и белорусы, и татары, и казахи, и грузины, и армяне, таджики, и все, все – весь Советский Союз.
У меня на фронте погибли три дяди по матери и двое по отцовской линии. Моя мать много рассказывала про войну и это стало частью моей жизни. С этим и живу! Как в песне поётся: «Всё, что было не со мной – помню!».