Не стало Дмитрия Хворостовского. В это трудно поверить. Ведь ему было всего 55 лет. Но это так. Траурные ленты и фото его в чёрной рамке в холлах всех оперных театров от США до Японии.
А с фото на нас смотрит русский человек с открытой искренней улыбкой. Он пришёл в мир высокого искусства из самого сердца Сибири – Красноярска.
В его семье не было профессиональных музыкантов, но музыка звучала всегда. Пели и бабушка с дедушкой, и родители. За фортепиано Дима сел в четыре года. Таланты мальчика были многогранны. Он отлично лепил, мог бы, наверное, стать скульптором.
В музыкальной школе занимался по классу фортепиано, но, к счастью, вовремя был замечен его неповторимый удивительной мощи и красоты голос, а также яркие способности драматического артиста.
Он прожил всего 55 лет, из них два года мужественно боролся с тяжелейшим недугом. А сколько успел! Десятки главных ролей в операх на русском, итальянском, французском, немецком языках! Иностранные языки осваивал уже будучи взрослым и владел ими в совершенстве. Неисчислимое количество концертных программ: романсы, песни: итальянские, русские народные, советские.
Он единственный из оперных певцов, кто выступал на Красной площади, исполнял песни Великой Отечественной войны. Содержание каждой из этих песен преподносил так, что слушатели всей душой возвращались в те далёкие суровые и героические годы. Когда над площадью зазвучала бессмертная «Катюша», тысячи людей запели вместе с ним. Это было такое единение артиста и народа и вместе с тем такое одухотворение всех присутствующих, что забыть это невозможно.
Когда слушаешь Хворостовского в опере или на концерте, даже в записи, понимаешь: он не «исполняет» и не «играет». Он живёт жизнью своего героя, будь то Демон, Евгений Онегин, Риголетто или Коробейник (песня «Ой, полным-полна Коробушка…»).
«Я пою не затем, чтобы доставить вам удовольствие, - говорил он на одной из встреч со слушателями. - Я хочу, чтобы вы сопереживали с моими героями: любили, ненавидели, страдали… Это трудно…»
Да, наверное, трудно. Но побольше бы таких трудностей и таких исполнителей, которые жаждут, чтобы их искусство вело почитателей к доброму, вечному.
Тысячи гастролей по всему миру… Но до конца своих дней он был полномочным представителем России. Несмотря на очень выгодные в материальном отношении предложения, он никогда не соглашался участвовать в спектаклях, где опошлялись русские произведения. А режиссёров за рубежом, да и в России, жаждущих представить ради самоутверждения или иных низких целей русских «дикарями», немало. Как бы ни был занят, он каждый год приезжал в родной Красноярск, чтобы выступить перед земляками.
А теперь его нет. Нет Дмитрия Хворостовского. Но навсегда останется феномен Хворостовского. Вот сейчас поставлю диск и зазвучит: «Вы мне писали… Не отпирайтесь…».