К 70-летию первого пуска А-4
«Ну, и что? Подумаешь! Запустили 70 лет назад немецкую ракету. Так чему тут радоваться, что отмечать?» - примерно так рассуждают иные горожане, особенно из числа молодежи. Да, ракета была немецкой по происхождению, однако отмечать это событие следует. Ибо оно не было заурядным, обычным и ничем не примечательным делом.
После окончания Великой Отечественной войны в нашей стране остро встал вопрос о необходимости создания ракетного оружия дальнего действия. Победа над Германией сделала доступными для советских специалистов лишь остатки выдающихся ракетных технологий Вернера Фон Брауна. Сам он, вместе с наиболее значимой частью команды разработчиков и ученых, общей численностью около 400 человек, оказался в руках американских военных и продолжил свою работу уже в США.
Собирая остатки немецкой команды и документации, перетряхивая мусорные корзины исследовательских центров, советские специалисты все-таки собрали достаточное количество материала для того, чтобы попытаться воспроизвести конструкцию ракет ФАУ-1 и ФАУ-2. В СССР были срочно сформированы НИИ и КБ, которые вплотную занялись решением этой задачи.
К тому времени Сергею Павловичу Королеву, одному из зачинателей ракетной техники в нашей стране, пришлось сполна испить горькую чашу унижений, начиная с ареста в 1938 году, убедиться после освобождения в 1944, что многие вынашиваемые им идеи уже осуществлены другими и во многом немецкие ракетчики ушли значительно дальше самых предельных его планов. Обидно было, получив наконец-то должность Главного конструктора, испытывать не свою, а немецкую ракету А-4 и конструировать отечественную Р-1, являющуюся, по постановлению правительства, точной ее копией.
Министр вооружений Д.Ф. Устинов говорил конструкторам: «Надо научиться вначале тому, что было сделано в Германии. Мы должны точно воспроизвести немецкую технику раньше, чем начнем делать свою. Я знаю, это некоторым не нравится. Вы нашли много недостатков в немецкой ракете и горите желанием сделать по-своему. На первое время мы это запрещаем. Вначале докажите, что можете делать не хуже».
И конструкторы вместе с военными специалистами доказали, что могут не только не хуже, но и значительно лучше.
Кстати, а почему А-4? Вообще-то с целью соблюдения строжайшей секретности в переписке (в том числе и с грифом «совершенно секретно»), в официальных бумагах и даже в разговорах ракеты в то время и долгие десятилетия спустя именовались у нас «изделиями». Немцы тоже секретили свои «изделия», они у них во время войны именовались «агрегатами». Вот почему и говорится «А-4», то есть «Агрегат №4».
Первый пуск А-4 – 18 октября 1947 года в 9 часов 47 минут по московскому времени с полигона Капустин Яр. Ракета прибыла в назначенный район, пролетев 206,7 км и отклонившись от цели на 30 км влево. Это был не блестящий результат, но главное - ракета полетела… Всего было запущено 11 ракет, и пять из них дошли до цели. Надежность ракет была примерно такой же, как у немцев во время войны. Летные испытания 1947 года показали, что советские специалисты, военные и гражданские, овладели основами практической ракетной техники, получили опыт, необходимый для форсированного перехода к уже самостоятельному дальнейшему развитию этой новой перспективной области человеческой деятельности.
Историческое значение испытаний ракет А-4 нельзя преуменьшить. Это был первый прорыв в совершенно новую область техники. Понадобился всего лишь год, чтобы наша промышленность, которая бурно восстанавливалась в послевоенное время, освоила совершенно новый вид сложнейшего оружия.
В деле укрепления обороноспособности страны была развернута колоссальная работа по созданию ракетно-ядерного щита. Вслед за первыми пусками пошли десятки, сотни, тысячи ракет (около 8 тысяч пусков по тематикам РВСН, ПРО, ПВО и Сухопутных войск!), было создано ядерное и водородное оружие, межконтинентальные ракеты. Параллельно с этими грандиозными свершениями были исторические достижения: первый советский искусственный спутник Земли, первый советский человек в космосе! Невольно вспоминаешь Гоголя, который заметил, что русский человек медленно запрягает, но затем быстро едет.
Афористично сформулировал все это в четырех строках своего стихотворения ветеран полигона Н.А. Голубцов, обращаясь к первоиспытателям:
Вы дали команду: «Протяжка!»,
Вы взяли ракетный разбег.
Из века седла и упряжки
Шагнули в космический век.