По роду деятельности в 60-70-е годы мне приходилось бывать на областных партийных конференциях.
Перед началом мероприятия в вестибюле здания, где конференция проводилась, всегда продавалась вышедшая в печати литература широкого профиля, в том числе художественная. Спрос на книги в те времена был огромным, а подписка на собрания сочинений далеко не свободной. Проще всего было приобрести издания – приложения к ряду журналов и газет. Выходило миниатюрное приложение к «Огоньку» и «Правде», которое без труда можно было приобрести в киосках «Союзпечати».
Литературные журналы «Новый мир», «Иностранная литература», «Нева», «Дружба народов», «Знамя», «Дон», «Москва» и целый ряд других предлагали читателю разнообразной тематики произведения отечественных и зарубежных авторов. Их ждали с нетерпением.
Молодое поколение зачитывалось «Комсомольской правдой», где в то время работали талантливые журналисты, создавшие «Алый парус» и умеющие вести разговор на высоком уровне, питая молодёжь духовной пищей. Огромным спросом пользовался и журнал «Юность», который в 70-е годы возглавлял Андрей Дементьев.
Разговоры о той или иной книге можно было услышать везде и всюду, а в студенческой среде – в особенности.
В компаниях шла оживлённая полемика, как о произведениях Генриха Бёлля, Эриха Марии Ремарка (их у нас начали публиковать ещё в 50-е годы), японского прозаика Кобо Абэ, поляка Ежи Ставинского, американца Трумена Капоте, так и о новинках советской прозы и поэзии.
В самом начале 70-х годов я вместе с журналисткой Ларисой Сахариной побывала на интереснейшем диспуте в пединституте, в котором участвовал также доцент кафедры русского языка Георгий Мамаев. До сих пор помню одухотворенные лица студентов и во всё проникающий, глубокий и искренний разговор на животрепещущие темы.
Пытливый ум человека того времени умел по достоинству ценить оставленное ему культурное наследие.
Прошло не так уж много лет, но от этого не осталось и следа. Меня потрясло, когда в 90-е годы в книжном магазине (ул. Кирова, 20) я увидела на прилавке мешок книг с циничного содержания ценником: всё по 15 рублей. А в мусорных контейнерах – множество изданий, выброшенных из квартир внуками моих современников.
Чем же помешали в квартирах книги? Какую ненависть надо испытать, чтобы домашние библиотеки, годами собираемые дедушками, бабушками и родителями, оказались на свалке? Уму непостижимо понять!
В нынешних молодёжных компаниях иные темы разговоров на уровне обывательских. Зато видишь тут и там совсем молодых юношей с огромными (в медицине их называют «пивными») животами. Пиво употребляется цистернами.
Интеллектуальное обнищание отражается на обществе в целом. Я спросила 11-классницу, в какой вуз она хочет пойти? Мне ответили, что её сестра бросила учёбу в аспирантуре и ушла в торговлю. Поэтому она тоже не хочет зря тратить родительские деньги на бесполезную учёбу – место всё равно потом не найдёшь.
Как будет выглядеть страна через 20 лет, можно только догадываться.
До распада СССР на заводе РМЗ-1 «Ветроэнергомаш» «Главастраханрисводстроя» выпускали продукцию сельскохозяйственного назначения: вагончики для полевых станов и не только.
В 70-е годы был организован участок для производства установок ветряков «Циклон» (начальник участка инженер Серый). Данные установки могли обеспечить электроэнергией и водой даже в пустынной местности. Их с надеждой ждали люди.
Перспективное производство было загублено, как и завод. В 1995 году я видела бывший завод. Вместо цехов – склады.
А маленькая (уже не наша!) Эстония такие ветряки сейчас выпускает на экспорт. Вот что обидно! Многое упущено, потеряно безвозвратно головотяпами из власти.
При этом народ уверяют: «Всё О'кэй!»