Раньше в областной печати сообщалось, что если тебе повезёт и ты поймаешь очень-очень большую рыбу, то можешь доставить её в Астраханский музей-заповедник, где за сданную рыбину можно получить весьма приличный денежный приз.
При этом за кг сданной рыбы можно заработать чуть ли не в три раза большие деньги, чем если продавать е ё на базаре. И ещё, если твоя рыба подошла бы по условиям конкурса «Рыба для истории» - так он назывался, то тебе вернули бы «тело». То есть, специалисты-таксидермисты взяли бы только кожу-шкуру для изготовления чучела из небывало крупного экземпляра и выставили этот экспонат в музее с табличкой, на которой была бы фамилия добытчика. Так что со всех сторон неплохо. И слава, и какой-никакой гонорар.
Известно, что настоящих счастливчиков оказалось не так уж и много. Ещё известно, что спонсором данного мероприятия выступил Астраханский ликеро-водочный завод, а информационное сопровождение обеспечивала одна из астраханских газет.
Получилось, что «самые-самые» рыбы, привозимые на конкурс, добывались исключительно в северных районах области. Там были пойманы гигантский судак, громадный сом, замечательных размеров щука, даже умопомрачительных величин вобла, неподъемный сазан….
А что Икрянинский район? Запоминающихся размеров рыба у нас разве не ловится? Получается, что не ловится….Вот такое правило. Хотя говорят ещё, что не бывает правил без исключений. И это исключение нашлось. В статье «Рыба для истории ловилась на севере области»/ «Комс. Каспия» от 12.01.2005/ написано, что последним трофеем 2004 года оказался кутум (!) весом 1 кг 800 гр., поначалу принятый за воблу. В музей его привёз Александр В. 21 апреля, а поймал он его на червяка у села Маячное. Это Икрянинский район. Ещё написано. что кутум не был заявлен в конкурсе, и Александр привёз его в музей бесплатно.
Что тут сказать? Хоть кутумом, а отметился Икрянинский район! Вот только неизвестно, наш ли земляк Александр В. или городской житель.
Что ещё можно сказать об этом представителе нашей ихтиофауны, кроме того, что в его честь названа одна из городских речек? А, вот что: на северо-западе каспийского побережья, в Калмыкии, в Лагани, например, как мне рассказывали, крупного кутума уважают больше, чем такого же размера жереха. Считают там, что из него получается лучше балык. Кутум там заметно крупнее астраханского. По-видимому, с воблой его там не путают.
На южном побережье Каспия, в Иране, кутум тоже почитаемая ловецкая добыча. Там он считается основой некоторых национальных блюд. В одной из телевизионных передач однажды показали, как иранцы ловят эту рыбу и как её готовят. Картошка, помидоры, сладкий перец, укроп и т.д., масло не льют. Плюс крупные куски к утума - всё в котелок и на огонь. Это не жарка, а т.н. «припуск» - кто повар, тот знает.
Сам я большое количество кутума видел на тоне «Глубокая» в апреле в начале 80-х годов, когда работал рыбоводом в Бертюльском осетровом заводе. Да, он был похож как раз на крупную воблу, но прогонистый и очень «шершавый» - это его «брачный наряд». Вобла не такая «шероховатая», а эта - просто наждак какой-то. Кутума было много, целая мотня рыбацкого невода. Ну, это когда было…Вообще-то, тоня «Глубокая» относилась в те времена к колхозу им. ХХ партсъезда с центральной усадьбой в… Маячном. Что за совпадение?
После написанного. Берём и открываем «Толковый словарь живого великорусского языка», т.2. Тот самый словарь, который подарил нам Владимир Иванович Даль. Так вот: там написано, что кутум не имеет…чешуи! Ах, как ошибся Владимир Иванович, как ошибся… Но он великий, а великим можно и ошибиться. Подумаешь, какая-то незначительная промашка. На фоне его заслуг это такая мелочь.