По всем критериям, мы живём в действительно странное время. У каждого времени есть свои герои. Герои, которые присущи только нам, которые отражают наши идеалы и чаяния, которым мы хотим подражать и на которых большому количеству людей хотелось бы держать равнение.
Вот кто-то хотел быть похожим на дрейфующих на льдине полярников и Папанина, кому-то хотелось в небо по примеру Чкалова и Расковой. Кто-то представлял себя на корабле Балтийского флота или видел в себе покорителя целины. Были те, кто рвался в космос, на строительство БАМа или грудью на амбразуру. Но это всё преданья старины далёкой…
У нас сегодня свои представления о состоявшейся личности. Для кого-то это башковитый айтишник, который провел свой отпуск в прошлом году в Чехии или в Таиланде. Для других — это молодой человек, который правильно использовал возможности своего социального положения и теперь вкладывается в инвестиции в недвижимость в Западной Европе. Ну а что же осталось тем, кто не был наделён благами социального статуса с рождения? Есть герой, которого здоровое капиталистическое общество может предложить и таким людям! Этот герой — уголовник!
«А чем же такой герой будет привлекателен массам? Для чего буржуазии нужен такой опасный и негламурный идеал для простолюдина?» — спросит читатель. Ну как же!
Урка сегодня — пример человека, умеющего находить социальные лифты там, где много лет их уже не существует. Урка умеет гулять, кутить. Вчера он был почти что одним из нас, конкретным пацанчиком из соседнего двора, а сегодня он уже думает о судьбе отчизны, управляет бизнесом (и не одним), но выражается простым, понятным языком. Он богат. И если я беден, то мы все равно с ним имеем много общего, ведь мы почти что с одного района! Только он в обход всего сегодня получит свежих лобстеров на ужин, а я — очередной счёт за электричество, который даже и не знаю, как оплатить.
И как же так получилось, что уголовник-рецидивист стал героем нашего времени? Что же, в капиталистическом государстве данный тип — естественная составляющая поп-культуры. Это явление абсолютно не уникальное для какой-то отдельной страны, просто поправка на типаж «очаровательного злодея» вносится в соответствии с местной экономической и социокультурной спецификой. Для русскоязычной аудитории данный образ стал складываться в годы Перестройки.
Во времена СССР преступник часто показывался как опасный деклассированный элемент (коим он часто и являлся) во многих популярных книгах, фильмах (https://youtu.be/EXkNQSzBzko). И часто делалась поправка на то, что человек может совершить ошибку, оступиться, попасть в плохую компанию, но вернув обществу долг, искренне раскаявшись в содеянном, такой человек должен быть принят назад. Колоть глаза прошлым такому человеку считалось несправедливым. Перевоспитание людей, нарушивших закон ОБЩЕСТВА ТРУДЯЩИХСЯ, было важной составляющей социалистической системы.
Ни в кино, ни в печати никто никогда не извивался от гнева, если у капиталиста был украден бумажник человеком, который вынужден был сделать это, чтобы накормить голодающего товарища или члена семьи. А вот расхититель ОБЩЕСТВЕННОЙ, социалистической собственности, паразит, потребляющий социальные блага, но не приносящий никакой пользы, ворующий нажитое честным трудом у рабочих — этот тип вызывал отвращение. Милиционер, работник ОБХС, сотрудник прокуратуры — эти люди были уважаемы. Но то дело прошлое…
А между тем облик нашего героя начинал формироваться. И это уже не смешной, придурковатый балбес из комедий Гайдая, которого играли лучшие советские актеры. Это даже не утонченный принципиальный мститель, грабящий буржуев-банкиров, зазнавшихся бизнесменов с сомнительным прошлым, как в фильмах «Ва-банк» из братской Польской Народной Республики.
Наш герой может пробовать руку в «альтернативном бизнесе», как Абдулов в фильме Гений. Но он ещё только начинает распускать крылья. Он ещё несёт в себе отпечаток той системы, которая гордилась, что создала самую читающую в мире страну. А весь сентиментальный багаж, который этому сопутствует — лишь преграда для успешного бизнеса.
Главный бизнес бизнеса — это бизнес, что подразумевает извлечение максимальной прибыли. Сентиментам здесь не место, а вот железным нервам мокрушника, который готов устранять «неудобных» людей, применение найдётся!
Святые 90-е... И много кого герои тех лет отправили ко всем святым… Но наш герой теперь воспевается в популярном среди народа творчестве так, что даже баллады о Робин Гуде, столь любимые средневековыми крестьянами Туманного Альбиона, уже не выдерживают критики. В дело идёт тяжёлая артиллерия блатной песни, именуемая гламурнным термином «русский шансон».
Это уже не стилизации Высоцкого, а настоящие оды антисоциальному образу жизни! Ну куда же мы денемся без Владимирского Централа, гоп-стопа, посиделок с братками и водкой, продажной любви, насмешек над ментами и фраерами? И кинематограф нам в помощь, ведь надо же удовлетворить общественный заказ?
А может наш герой достоин не только подражания всеми теми, кто мечтает подняться вверх по социальной лестнице в захиревающем промышленном провинциальном городке через окошко чьей-то квартиры? Он же наш, он РУССКИЙ, а поэтому русские люди с ним считаться должны! И наш Даня Багров, суровый солдат-срочник, начинает по приезде в Питер зачищать местный рынок от разных гнид! И он определенно хорош! Он мстит за нас безжалостно, но с детской верой в справедливость! Он за дружбу народов, пусть и при условии, что это не распространяется на выходцев с Кавказа и евреев.
Как же! Видели мы этих ваших Куйбышевых! «Гуские дгуг дгуга никогда не обманывают!» Он не просто обещает тупым американцам кирдык, а отвечает за базар, причем с «доставкой на дом»! Вот уж кто способен постоять за униженное отечество! И они вместе с братаном ещё и за Крым должок вернут, замочат в сортире! Причём не где-то, а в Чикаго, да так что даже Аль Капоне будет выглядеть фуфлом рядом с ними!
А откуда все это? Так это же в крови! Ведь не зэки ли часом войну выиграли? Вот в фильме Штрафбат получается, что да! Ну Михалков тоже так показывает! А уж кто не как он знает лучше? Ведь не может же такого быть в умах людей, насквозь пропитанных погоней за личным успехом, что добровольная готовность к защите рабоче-крестьянского общего союзного государства без частной собственности на газеты и пароходы способна на такое?! Нет, красноармейцев гнали на верную смерть сидящие за спинами заградотрядов чекисты, и семитского вида политруки, готовые расстрелять на месте! Какой тут трудовой подвиг тружеников тыла, какая тут грамотно организованная работа органов народной власти? Скукота! В бой идут одни щипачи!
Ну так вроде бы все уже… Лихолетье осталось в прошлом. Самых борзых, самых лихих уже давно похоронили, и приватные часовни стоят с ними рядом. И пальцатые ребята уже как-бы не занимаются рэкетом, вымогая деньги у владельцев киосков…
Наступила эра стабильности, пробил час единения общества вокруг сплачивающей всех и вся национальной идеи!
Но вот только вызовы извне все равно мешают жить как положено, по заветам церкви и предков. И наш герой, отряхнув пыль с нового дизайнерского пиджака (малиновый уже давно кормит моль в кладовке), снова при деле!
Вот если сатанисты так любят бизнес, то так у них всё хорошо получилось, когда они нашли себе главу государства, который пообещал им, что будет управлять страной как бизнесом!
Он правда обанкротил многие из бизнесов, за которые брался, но это все частности. Зато в доску наш парень был! Так может быть и защитникам традиций необходимо взять пример да посмотреть на свои корни?
В незапамятные дни межусобицы пригласили царствовать варягов. А не позвать ли нам урку на царствие? А не попросить ли нам его разрулить проблемы? Ведь кто же как не он способен набрать новые штрафбаты? Только в советское время они даже с контингентом в этих батальонах были чересчур избирательны, а сегодня мы этим заморачиваться не будем!
Вот-вот пробьет час нашего нового старого героя!
Наконец-то все встанет на свои места и начнется Время Урки!
Гуляй, братва!