Если посмотреть на историю буржуазных революций в Европе, можно заметить, что все они на первых порах заканчивались одним и тем же: реакцией - реставрацией монархии и феодальных отношений. Так было и с Английской буржуазной революцией, и с Великой Французской революцией. Старая (феодальная) формация брала реванш. Но поскольку буржуазные отношения были более прогрессивной формой, чем феодальные, капитализм в конечном итоге восторжествовал.
А затем пришло время, когда и капитализм стал помехой прогрессу. И появилась более прогрессивная формация – социализм. Победа Великой Октябрьской социалистической революции, по ряду сложившихся исторических и геополитических обстоятельств произошедшая именно в России, привела к созданию первого в истории цивилизации социалистического государства. И не надо думать, что этот факт был принят буржуазным миром спокойно и безропотно.
Попытки реставрации капитализма и подавления социализма были предприняты Западом сразу же – поддержка Белого движения в Гражданской войне, интервенция, экономическая блокада новой России (впоследствии – СССР). Тайная война против социализма велась и в 20-е, и в 30-е годы, а уж появление нацизма в Германии было воспринято мировой буржуазией просто на ура - появилась удобная возможность свалить СССР руками Гитлера.
Затем была «холодная война», гонка вооружений, и всё это – чтобы подавить социализм, теперь уже выросший и окрепший. И в конечном итоге это удалось.
Почему «новое» на первых порах уступает «старому»? Во-первых, потому что старое никогда не сдаётся без боя – оно цепляется за любую возможность остаться в мире. Во-вторых, «новое» всегда слабее «старого», поскольку ещё не окрепло, не стало привычным. А в-третьих, «новое» рождается фрагментарно, в окружении «старого», которое стремится его задавить.
Но прогресс неумолим. Его можно остановить только полным уничтожением человечества. Рано или поздно, но социализм восторжествует во всём мире. Так же, как когда-то феодальные отношения вытеснили рабовладельческие, а потом капиталистические пришли на смену феодальным.
Сейчас капитализм стал тормозом прогресса. Развитие науки застопорилось. Технологии развиваются однобоко – потрясающий прогресс в связи, средствах коммуникации (компьютеры и сотовая связь), и никаких движений в освоении межпланетного пространства и развития техники. Ракеты как летали на химическом топливе, так и летают. Автомобили как ездили на бензине, так и ездят.
Потому что капитализм развивает те отрасли, которые приносят прибыль в обозримом будущем. Остальное ему не интересно, поскольку не выгодно.
И лишь новая формация (социализм) способна вкладывать ресурсы в технологии, которые окупятся через много лет. И поэтому – за социализмом будущее Земли! Конечно, прогресс неизбежно приведёт к такому состоянию цивилизации, когда и социализм станет «отжившей» своё время формацией, и наступит время для нового, более прогрессивного. Но это будет потом. И уж, конечно, новая система не будет возвращением к уже пройденным формам (рабовладельческому строю, феодализму, капитализму). Сейчас невозможно даже в принципе её описать, как невозможно было во времена Античности описать капитализм.
Итак, время, в которое мы теперь живём, называется реакцией. Временное торжество в России отсталого капитализма над более прогрессивным социализмом. Это вполне объяснимое явление. Поскольку новое пробивает себе дорогу с трудом, и на первых порах всегда терпит поражение. К тому же, на первых порах все новшества несовершенны.
Когда появились пароходы, они уступали парусным судам и в скорости, и в маневренности. Первые автомобили «тарахтели» так, что лошади шарахались в стороны (автомобилям сразу же запретили ездить в городах – только где-нибудь на сельской дороге, да и то - если по близости нет лошадей). Однако время шло, и вот мы уже не можем представить свою жизнь без машин – теплоходов, тепловозов, автомобилей.
Прогресс неизбежен. И не только в технике, но и в развитии общественных отношений. Социализм – это естественный результат развития человечества. Так же, как в своё время феодализм был более прогрессивной формой по сравнению с рабовладельчеством, а капитализм – с феодализмом. Социализм – следующая ступень развития цивилизации, и это факт.
Старое без боя не сдаётся. И неудивительно, что через семьдесят с небольшим лет в СССР наступило время реакции – вернулось «старое». Как именно это произошло – разговор особый и очень долгий.
В конце 80-х нам упорно внушали мысль, что социализм является противоестественным для человеческой сущности и поэтому «эксперимент», проводимый большевиками над целой страной в течении семидесяти лет, был просто обречён на провал.
Нам казалось, что либерализм и буржуазные ценности являются естественной сущностью человека как вида. Стремление «жить лучше», «быть лучше других» - это двигатель экономики. Свободное развитие личности, её победы над устаревающими нормами морали – это двигатель прогресса. Мораль социализма и коммунизма (с их «коллективизмом», приоритетом «общественного» над «личным», ограничением свободы индивидуума в угоду интересам «социума») являлась прямой противоположностью капиталистической морали. А потому – не имела, как нам казалось, права на жизнь!
Мы считали, в 1917 году Россия была вырвана из естественного исторического развития ради утопии, придуманной Марксом и Энгельсом.
Мы искренне верили, что рыночная экономика – это решение всех проблем, а либеральные ценности - истина в последней инстанции. И России следует вернуться в лоно либеральной идеологии.
Прошло почти тридцать лет. За это время «розовые очки» «демократизации» и «обновления» спали, и пришло осознание всего трагизма той эпохи, которую мы теперь называем «периодом развала СССР».
Конечно, многих волнует вопрос: а когда период реакции закончится? Когда временный регресс сменится естественным прогрессом, а идеи социализма снова восторжествуют в России?
Не думаю, что это будет скоро. Ясно, что ещё в этом веке, который (о, ужас!) только начался. Строить догадки, а тем более, делать предсказания, не хочу. Но с некоторыми мыслями по этому поводу поделюсь.
Мысль первая.
Развитие технологий привело к тому, что в экономически развитых странах большая часть населения занята не в производстве (промышленности или сельском хозяйстве), а в сфере услуг (связь, транспорт, развлечения и т.д.). Всё это требует денежной массы, которая, как известно, обеспечивается товаром. Возникает несоответствие между количеством денег, необходимых для обслуживания экономики, и количеством товара, обеспечивающего эту денежную массу. В результате раздувается финансовый пузырь, суть которого в том, что деньги печатаются в долг.
Рано или поздно такой финансовый пузырь лопнет. И здесь следует вспомнить, что в социалистической экономике деньги обеспечиваются не только товаром, но и услугами, предоставляемыми государственными предприятиями. Поэтому повышается востребованность в социалистической форме экономики.
Мысль вторая.
По данным демографов, происходит перераспределение количества населения по возрастным группам. Если раньше людей в возрасте старше 60 лет было 15 – 20%, то в ближайшем будущем эта цифра возрастёт до 35 - 40%. Это означает, что количество иждивенцев по возрасту вырастет, и возникнет потребность в более справедливом перераспределении доходов. Либеральная модель с такой задачей просто не справится. Опять же, мы видим необходимость создания социальной системы на социалистической базе.
Мысль третья.
Основой социальной рыночной экономики является «малый» бизнес. Но именно он в последнее время «вымывается» с рынка. Мелкие предприятия поглощаются крупными монополиями. Я имею в виду не только Россию, но прежде всего «развитые» страны – ЕС и США.
Например, в США уже почти не осталось фермеров в традиционном понимании. Все они объединены в агропромышленные холдинги. Да, они потеряли собственность, часть дохода, но у них не болит голова насчёт кредитов или сбыта продукции – этим занимаются менеджеры холдинга. По сути – это тот же колхоз только под другим названием.
И ещё. Лет двадцать назад вся Европа и Соединённые Штаты были покрыта частными мастерскими по ремонту автомобилей. Сейчас их нет – ремонтом автотранспорта занимаются сервисные центры, разбросанные по всем уголкам Европы и США, а частные предприниматели вошли в эти центры на правах «структурной единицы». То же самое и в других отраслях.
Мелкий бизнес рушится, укрепляется монополистический капитализм, который применяет и плановую экономику, и прогнозирование, и долгосрочные внутренние инвестиции - всё то, чем занимался Советский Союз.
И тут следовало бы вспомнить классиков коммунизма, которые предсказывали, что капитализм в конечном итоге перейдёт в фазу монополистического империализма. И следующий шаг – это переход собственности от отдельных капиталистов, присваивающих прибавочную стоимость монополий для своего обогащения, к общенародной, работающей на благо всего общества.
Итак, в цивилизации складываются предпосылки к переходу на новую, более прогрессивную ступень развития – социализму. Россия – первая страна, в которой началось строительство новой формации. Первопроходцам всегда тяжело, и неудивительно, что первое в мире государство социализма допускало «перегибы», ошибалось, искало, пробовало. Что-то получалось, что-то нет. Но цивилизация просто обречена на социализм, и она рано или поздно к нему придёт.
Мне вспоминается эпизод из замечательного фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (США, 1975 г.). Герой фильма Рэндл Макмёрфи заключает пари с другими обитателями психбольницы, что сможет поднять тяжёлую мраморную тумбу в душевой. Он пытается это сделать, силится, тужится так, что на лбу проступают вены, но тщетно. И вот он, совершенно раздавленный своим проигрышем, отходит от тумбы под гоготание всей психбольницы, но вдруг оборачивается и говорит им: «Я хотя бы попробовал!» А в финале фильма один из больных (индейский вождь) всё-таки вырывает тумбу, бросает её в окно со стальными решётками и обретает свободу.
Вот так и с социализмом. Да, у нас сейчас время реакции. Но мы были первыми. Мы хотя бы попробовали. А другие смогут, и рано или поздно, но социализм станет реальностью во всём мире. В том числе и в России.