Всем известно, что союзниками СССР во второй мировой войне были Великобритания и США. Кроме того, в их числе называют Францию. Хотя с 1940 года на неоккупированной части территории Франции существовал пронацистский, марионеточный «режим Виши», французские патриоты-антифашисты образовали за границей армию «Сражающаяся Франция» («Свободные французские силы») под руководством генерала де Голля, и она воевала со странами «Оси» в Африке, на Ближнем Востоке и на европейском театре военных действий.
Наконец, помощь антигитлеровской коалиции оказали партизаны и подпольщики Югославии, Западной и Восточной Европы и присоединившиеся к коалиции уже в ходе войны Италия (с 1943 года), Румыния и Болгария (с 1944 года) и некоторые другие страны.
Тем не менее, против Германии и ее союзников воевали более 50 стран. Про вклад многих из них в Победу не говорится почти ничего, а ведь среди них были те, кто оказал немалую поддержку СССР. О них – неизвестных и малоизвестных наших союзниках – было бы справедливым вспомнить в дни памяти о Великой Победе.
Начать следует, думаю, с самого близкого нашего союзника и соседа – Монголии. Некоторые считают, что до войны СССР был единственным социалистическим государством на планете, но это ошибка. У Советского Союза был собрат по общественному строю – Монгольская народная республика. В 1924 году в Монголии произошла революция, к власти пришла Монгольская народно-революционная партия, которая провозгласила, что путь капитализма для Монголии неприемлем, и призвала избавляться от феодальных пережитков. Из страны были изгнаны западные компании, буддийское духовенство лишили привилегий, провели коллективизацию и культурную революцию. До 1940 года в Монголии строится народная демократия, а с 1940 провозглашается курс на социализм.
Все эти годы Советский Союз помогал Монголии военными силами, специалистами, деньгами. Когда в 1939 в Монголию вторглись японцы, Советский Союз прислал воинские части во главе с Фекленко и Жуковым, которые вместе с частями монгольской армии наголову разбили японских милитаристов при Халкин-Голе.
22 июня 1941 года над самим СССР нависла смертельная опасность, и Монголия была первой, кто откликнулся на призыв о помощи. Уже 22 июня ЦК Монгольской народно-революционной партии принял резолюцию, осуждающую нападение Германии на Советский Союз. В резолюции говорилось, что монгольский народ «готов рука об руку с советским народом грудью встать на защиту свободы и независимости, на защиту завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции».
Уже к октябрю 1941-го (напомню, первые поставки по ленд-лизу начались в 1942 г.) Монголия собрала и отправила в СССР первый эшелон с продуктами питания, полушубками, солдатскими ремнями, шерстяными свитерами, одеялами, меховыми жилетами, а также перчатками и рукавицами. Все это было произведено рабочими Улан-Батора, которые для этого оставались на рабочих местах после окончания смен. Зимой 1941-1942 стояли страшные холода, немцы под Москвой отмораживали себе руки и ноги. Советские бойцы были одеты в теплые монгольские полушубки и шапки, обуты в не менее теплые валенки. Такие составы отправлялись и все последующие годы. Кроме теплых вещей, там были мясо, колбаса, сладости, мыло, махорка.
В 1942-1943 Монголия подарила Советскому Союзу танковую колонну «Революционная Монголия» и эскадрилью самолетов «Монгольский арат». По всей Монголии простые люди – крестьяне, рабочие, учителя – сдавали деньги и золото для советской армии. Неоценимой была помощь МНР советским кавалеристам: за 1941-1945 года Монголия поставила СССР 500 тысяч лошадей (причем 32 тысячи бесплатно, в дар, а остальное – тоже без оплаты, в счет погашения долга). Также Монголия поставила 64 тыс. тонн шерсти и почти 500 тыс. тонн мяса. Историки пишут, что шерсти и мяса Монголия отправила в Советский Союз в совокупности больше, чем США по ленд-лизу, причем все американские поставки были платные, а значительная часть монгольских представляли собой дар СССР от братской МНР.
Уже 23 июня 1941 года в военкоматы Монголии стали обращаться военные с просьбами отправить их в СССР для интернациональной помощи в борьбе с Германией. В 1941-1944 несколько тысяч монгольских добровольцев воевали в составе Красной Армии (искусные охотники, многие из них были прекрасными снайперами!), а в 1945 году после объявления войны Японии к советским войскам присоединилась кадровая армия МНР. Каждый десятый солдат на Дальневосточном фронте был монголом.
Верной союзницей СССР в годы войны была и Тува (до 1944 года она не входила в состав РСФСР, а была независимым государством – Тувинской народной республикой). В 1941-1944 тувинский народ поставил Советскому Союзу 40 тысяч боевых коней, 10 тысяч полушубков, 50 тысяч пар лыж, 67 тысяч тонн шерсти, продовольствие, древесину, 750 тысяч голов скота. В маленькой Тувинской республике не было ни одной семьи, которая не отдала бы в помощь советской армии скотину либо деньги, либо продовольствие.
В Красной армии воевали добровольцы-тувинцы, проявив себя храбрыми и умелыми воинами. Тувинские кавалеристы участвовали в Ровно-Луцкой наступательной операции 1944 года. Появляясь на поле боя, они наводили на немцев настоящий ужас. Немцы говорили, что тувинские всадники им напоминают «полчища Аттилы» и прозвали их «der Schwarze Tod» – «черная смерть». Тувинские танкисты воевали в составе 25 танкового полка и принимали участие в боях за освобождение Украины и Молдавии, а также били немцев в Румынии, Венгрии, Чехословакии. За годы войны 5 тысяч граждан Тувинской народной республики были удостоены различных советских орденов и медалей.
Внес сворю лепту в разгром Германии и Японии и Китай. С 1920-х гг. Китай был расколот на множество враждебных регионов. Сначала в нем шла гражданская война, потом, в 1937 г., произошло японское вторжение. Советский Союз поддерживал китайских коммунистов, которые создали Красную армию Китая и организовали на Родине ряд «красных» или «советских регионов» – плацдармов, с которых они вели борьбу с буржуазными националистами из «Гоминьдана». В 1937 году, после нападения Японии, коммунисты и «Гоминьдан» заключили временное перемирие, формально Красная армия Китая влилась в совместную Национально-революционную армию, но фактически коммунисты сохранили управление своими частями.
После нападения Германии на Советский Союз многие китайские коммунисты отправились на советско-германский фронт добровольцами. Среди них был старший сын Мао Цзедуна – Мао Аньин (1922 года рождения). Мао-младшего, который учился в Москве, в СССР называли Сергей Маев. В 1941 году он написал в письме к Сталину: «СССР я люблю так же, как люблю Китай. Я не могу смотреть, как германские фашисты топчут Вашу страну. Я хочу мстить за миллионы убитых советских людей».
Маев в 1942 году закончил курсы сержанта, затем – Военно-политическую академию, стал замполитом танковой роты и воевал на 2-ом Белорусском фронте. Он прошел Польшу, Чехословакию, дошел до Берлина, принял участие в войне с Японией. Сослуживцы не знали его настоящего имени и считали его бурятом... Лейтенант Маев был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Сталин в Кремле лично вручил ему памятный наградной пистолет. В 1950 году Мао Аньин отправился добровольцем на корейскую войну, где погиб «во имя общего дела народов Китая и Кореи», как сказал об этом его отец, председатель КНР Мао Цзедун.
Среди других знаменитых китайских добровольцев на фронтах ВОВ были летчик Тан До (после войны в Китае он стал генерал-майором авиации и его прозвали «Летающий генерал») и китайская журналистка Ху Цзибан, которая сама находилась в действующей армии, участвовала в Сталинградской и Курской битвах, и описывала это в своих очерках для журнала «Китайско-советская культура»
Кроме того, в 1942 году была создана знаменитая в Китае 88-я особая пехотная бригада Красной армии на Дальнем Востоке («Международная бригада 88»), куда входили советские военные и китайские красные партизаны. Ее части были дислоцированы близ Уссурийска и Хабаровска, и в 1945 году она влилась в части советской армии, громя Квантунскую армию Японии и освобождая свою Родину – Китай.
В звании капитана РККА в китайской «88-ой Международной бригаде» воевал и будущий лидер Северной Кореи Ким Ир Сен (командиром 1-го стрелкового батальона, состоявшего из корейцев). Его подчиненные-корейцы были партизанами, которые вместе с ним воевали в 1938-1939 в Маньчжурии и приняли участие в битве при Халхин-Голе в составе монгольско-советских частей. Между прочим, лозунгом корейских красных партизан в оккупированной японцами Манчжурии были слова «Поможем Советскому Союзу!». Остался актуальным этот лозунг и в годы Великой Отечественной войны. В победе первого государства социализма над нацизмом есть и толика вклада корейских коммунистов.
* * *
Но если про китайских и корейских добровольцев и монгольские поставки еще кто-то что-то, возможно, и слышал, то военная помощь СССР и союзникам Непала, а также Ирана, Ирака и стран Латинской Америки – совсем уж «белое пятно» в представления наших соотечественников о войне.
Между тем маленькое королевство Непал объявило, к примеру, войну гитлеровской Германии аж в 1939 году, а милитаристской Японии – в 1941. Естественно, Непал воевал больше в зоне британского влияния, непальские солдаты бились в составе британо-американских войск в Эфиопии и Сомали. Также они внесли свой вклад в разгром Японии: 5-й Непальский стрелковый полк входил в состав оккупационных войск союзников в Хиросиме.
Однако и нам есть за что вспомнить королевство (сейчас – республику) в Гималаях добрым словом. Непал в 1941-1945 осуществлял в СССР гуманитарные поставки текстиля, кожсырья, шерсти, хлопка. Гуманитарные – значит бесплатные! Непал вместе с Бутаном и Сиккимом отправили в СССР за 1941-1945 восемь тысяч тонн джута, четыре тысячи тонн цитрусовых, 10 тонн лекарственных трав. Недаром историки называют Непал «маленькой страной, но большим союзником СССР».
Перенесемся теперь на Ближний Восток. Ключевые державы там – Иран и Ирак. В контексте Великой отечественной войны СССР против Германии их вообще не вспоминают, а зря. В 1942 году под давлением СССР, Великобритании и США в Иране был свергнут прогерманский Реза-шах и на смену ему пришел Мохаммад Риза Пехлеви, изгнавший из страны немецких и итальянских дипломатов, военных и разведчиков.
Ирану суждено было сыграть важнейшую роль в экономике второй мировой. В 1942 году был создан «трансиранский железнодорожно-автомобильный коридор». Его называли «Мостом Победы», потому что через него было осуществлено до трети всего объема ленд-лизовских и гуманитарных поставок союзников в СССР. По «Мосту Победы» шли в Советский Союз самолеты, автомобили, порох, вооружения, продовольствие. До 60% речных судов, переданных для СССР Соединенными Штатами Америки, прошли через территорию Ирана и Ирака. Огромное значение трансиранский коридор имел для снабжения советских войске на Кавказе. Около половины танков кавказской армии пришли из Ирана.
Простое население Ирана, в отличие от любивших поиграть в прогерманские игры правителей, с самого начала воспринимали помощь СССР как важное, святое дело. В 1942 году жители Ирана добровольно сдали для фонда обороны СССР 1 миллион 750 тысяч реалов.
В 1941 году британцы свергли прогерманское правительство Ирака во главе с Рашидом Али (который бежал в Берлин). Новое правительство Ирака стало на сторону антигитлеровской коалиции. Порты Ирака использовали как звено трансиранского коридора. В 1943 году Ирак официально объявил войну Германии, а в 1944 году были установлены советско-иракские дипломатические отношения. Около трети пшеницы, полученной Ираком в первом полугодии 1944 года из Канады и Австралии, по решению иракского правительства были отправлены для решения продовольственной проблемы в СССР. В 1947 советский посол в Ираке Григорий Зайцев заявил главе правительства этой страны Нури Саиду, что «в СССР считают весьма важным участие Ирака в антифашистской коалиции».
Наконец, совсем у нас забыта союзническая помощь стран Латинской Америки. А между тем множество из них сразу же встали на сторону СССР и антигитлеровской коалиции. В декабре 1941 Куба объявила войну гитлеровской Германии. Конечно, здесь сыграло роль вступление в войну США, на которые ориентировалось тогдашнее правительство Кубы, но повлияло на это решение и народное движение солидарности с Советским Союзом, которая организовала Коммунистическая партия Кубы, вышедшая из подполья в 1938 году.
Простые кубинцы собирали деньги для СССР, на советско-германский фронт отправились 3 кубинских добровольца, двое из них погибли – Альдо Виво под Ленинградом, Энрике Вилар – при освобождении Польши. Гораздо более существенной была экономическая помощь – 110 тонн продуктов (кофе, мыло, табак, сигареты, кожа для сапог). В 1942 году были установлены дипотношения между Кубой и СССР (в 1952 Батиста их разорвал).
Бразилия объявила войну Германии в 1942 году. В Европу был отправлен 25-тысячный бразильский корпус, который воевал с фашистской Италией совместно с британцами и американцами. Советскому Союзу Бразилия отправила 69 контейнеров с одеждой и лекарствами. В подготовке помощи СССР активно участвовали жившие в Бразилии русские эмигранты.
Даже нейтральная Аргентина выслала СССР через структуры Красного Креста семь партий продуктов и медикаментов...
Нельзя забывать о восточных и южных союзниках, многие из которых остались друзьями СССР и России и потом, когда Запад стал крайне враждебным по отношению к своему бывшему партнеру по антигитлеровской коалиции. А многие из них остаются друзьями нашей страны и сейчас. Жаль, что их представителей – от Монголии и Китая до Бразилии – не бывает на наших парадах Победы. Они заслужили такое приглашение, потому что это наша общая Победа.
По материалам сайта «Русский Лад»