В статье 7 Конституции РФ указано, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В ысшим приоритетом государства является обеспечение социальной справедливости. Это значит, способность общества обеспечить социальную защиту и благополучие всех своих членов, свести к минимуму социальное неравенство. Защита социальных прав граждан является основой государственной политики социальной справедливости. Государство обеспечивает защиту трудовых прав граждан, их права на достойное жилье, гарантированное бесплатное медицинское обслуживание и образование, социальную защиту пенсионеров, инвалидов, малоимущих и других, установленных законами, категорий граждан.
С О Ц И А Л Ь Н Ы Е ПРАВА граждан неотчуждаемы. Они не могут быть отторгнуты или умалены никакими действиями государства. Однако в стране в течение последних лет идет ползучее уничтожение льгот ветеранам труда, труженикам тыла, военным пенсионерам, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидам, другим категориям граждан.
Вы все знаете, что оплата жилищно-коммунальных услуг зачастую не просто сильно бьет по кошельку — она составляет значительную статью ежемесячных расходов рядового гражданина. Пенсионерам в этой ситуации приходится еще сложнее. Их и без того небольшая пенсия с трудом позволяет им держаться на плаву при условии регулярной оплаты услуг, оказанных им. Они, особенно в последнее время, экономят на всем, в том числе на своем питании, чтобы не попасть в категорию должников. Именно поэтому пенсионеры, а также льготные категории граждан являются самыми добросовестными плательщиками за жилье и коммунальные услуги. С целью социальной поддержки таких граждан законодательством предусмотрены ежемесячные компенсации на жилищно-коммунальные услуги. По данным регионального министерства социального развития и труда по состоянию на 1 апреля текущего года получателями такого вида льгот в Астраханской области являются почти 205 тысяч человек. Ежегодно из областной казны на различные меры социальной поддержки тратится более 2,3 миллиарда рублей. Теперь, как стало известно из СМИ, их собираются урезать почти на 50%.
К АК СООБЩИЛА полномочный представитель губернатора Астраханской области в областной думе В. Гурьянова, подготовлен проект закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан (Социальный кодекс)» Это один из механизмов целого плана антикризисных мероприятий, утвержденного и реализуемого областными органами государственной власти. В документе впервые введен критерий «нуждаемость». Он станет главным основанием для получения астраханцами того или иного вида соцподдержки из областного бюджета. В ходе общественных слушаний, о которых никто не слышал, разработчикам предложили внести в проект закона еще один критерий — оседлость. Если он будет принят, то право на льготы получат только граждане, проживающие на территории области не менее 10 лет. Ценз оседлости предлагается применять ко всем категориям региональных льготников, в том числе, к многодетным семьям и молодым специалистам. Что касается критерия нуждаемости, то, по мнению полномочного представителя губернатора, «это грамотное государственное решение — помогать тем, кто действительно нуждается. К любому бюджету — федеральному, региональному и даже семейному — нужно относиться бережно и рачительно». Кто по этому поводу будет спорить? Вот только цифры доходов высших чиновников за прошлый год, опубликованные в прессе, убеждают население в обратном.
В региональном правительстве заинтересованы в скорейшем принятии Социального кодекса, поскольку высвободившиеся средства, а это порядка одного миллиарда рублей, планируется перераспределить в этом финансовом году на не менее значимые социальные нужды. Например, направить в фонд оплаты труда некоторых категорий граждан, оплачиваемых из бюджета области. Но фонд оплаты не относится к социальным нуждам. Просто власти решили заткнуть прореху в региональном бюджете за счет льготников.
Разработчики законопроекта утверждают, что в его основу положен аналогичный документ Волгоградской области. Не могу это подтвердить, поскольку не имею текста проекта закона нашей области, в отличии от закона соседнего региона, который принят был в прошлом году. Его принятие сопровождалось скандалом. Против документа высказались правовое управление областной думы, областной совет профсоюза и уполномоченный по правам человека. В отзывах на проект кодекса было отмечено, что он противоречит основам российского законодательства, а ряд положений, по мнению представителей профсоюза, умаляет социальные права граждан, предусмотренные федеральным законодательством. Несмотря на, это закон большинством голосов был принят и вступает в силу уже с 1 июля 2016 года.
Что касается Социального кодекса Астраханской области, то трудно судить о законности его положений только по одной газетной статье. Одно можно сказать — его разработчики не в ладах с российским законодательством. Во-первых, если в основе оказания социальной помощи будет лежать принцип «нуждаемости», то кто и как достаточно точно определит его, ведь такого понятия на федеральном уровне в настоящее время не существует. Во-вторых, введение ценза оседлости — это прямое нарушение Конституции РФ, которая не допускает ущемление прав граждан в связи с местом жительства. В пункте 2 статьи 19 Конституции РФ сказано, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного положения, места жительства».
Т ЕПЕРЬ О ЛЬГОТАХ, решения по которым принимаются субъектами РФ. «Изменяя форму и содержание социальной поддержки, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции РФ), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан России конституционный статус личности, так и обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан — получателей мер социальной поддержки» (определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 г. №524-О). Кроме того, принимая нормативные акты по социальной поддержке отдельных категорий граждан, региональные власти должны соблюдать три основных принципа: объем финансирования этих льгот не может быть уменьшен, категории не могут быть сокращены, а условия предоставления не могут быть ухудшены. Это не пожелания, а нормы заключительных положений Закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, которые являются обязательными для всех субъектов РФ.
К этому следует добавить, что согласно п. 2.1 статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 г.№ 184- ФЗ, в редакции Закона № 371-ФЗ от 21.12.2013 г. региональные власти в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными актами субъекта РФ категории нуждаемости. Исходя из этого регионы вправе устанавливать за счет средств собственного бюджета меры социальной поддержки, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом РФ определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных правовых актах. При этом финансирование полномочий, предусмотренных статьей 26.3-1 вышеуказанного Закона, не является обязанностью субъекта РФ и осуществляется при наличии такой возможности (часть 4 статьи 26.3-1 Закона №184-ФЗ).
Какие выводы можно сегодня сделать, исходя из вышеизложенного? У нас, как всегда, законы сами по себе, а власти что хотят, то и творят. Граждане бесправны, несмотря на, казалось бы, правильные законы. Никто их соблюдать не торопится. Необдуманные действия областной власти в отношении льготных категорий граждан в очередной раз могут привести к всплеску у людей негативных эмоций. Дальнейшая эскалация напряженности в этой сфере грозит обернуться серьезными массовыми протестами, направленными против региональных, а при определенном стечении обстоятельств и против центральных властей. Попытки полагаться на рынок в решение проблем ЖКХ за прошедшие годы показали свою бесперспективность, а продолжение реформаторских преобразований в этом направлении, в обход законодательства, лишь усугубит ситуацию.