Председателю Центральной избирательной комиссии РФ Элле Панфиловой поступила жалоба от ветерана Великой Отечественной войны из Кировского района г. Астрахани.
Ветеран полагает, что в работе Избирательной комиссии Астраханской области «есть существенные недостатки, которые надо совместными усилиями изживать».
В силу очевидных обстоятельств - почтенный возраст, состояние здоровья - ветеран ВОВ не мог прибыть на избирательный участок и проголосовать на выборах Президента России в марте 2024 г.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) "О выборах Президента Российской Федерации", статья 71, п. 1: «Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).
Нашему ветерану проголосовать на дому не удалось. Почему же провалились выборы в отдельно взятой квартире? Почему не явились к уважаемому человеку члены избирательной комиссии с опломбированным переносным ящиком для избирательных бюллетеней?
Мы видим, как вертолетами доставляют избирательные урны в отдаленные стойбища на Крайнем Севере, как на неприступные горные перевалы спешат члены комиссии с избирательной урной наперевес. Ни одного гражданина нашей страны нельзя лишать возможности свободного волеизъявления.
Голосуют даже в следственных изоляторах. Пока человек не осужден судом, он не лишен избирательных прав. «Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования» гласит тот же п.1, статьи 71 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) "О выборах Президента Российской Федерации"
Наш ветеран не живет в труднодоступной местности и не содержится в СИЗО. Избирательный участок виден из его окна. Незадолго до дня голосования у порога квартиры обнаружился буклет, приглашающий принять участие в выборах Президента России. Но в специально отведенной графе «Телефон участковой комиссии» телефон указан не был.
Обычно избиратель, желающий проголосовать на дому, звонит в УИК (участковую избирательную комиссию) и устно сообщает о своем решении. К позвонившему в дни голосования выходит группа, состоящая из членов УИК, и обеспечивает голосование на дому.
В данном случае в подкинутом ветерану информационном буклете, нечаянно или нарочно, не был указан номер телефона УИК. И по этой причине он не пригласил на дом членов комиссии с переносным ящиком для голосования.
Порталом «Госуслуги», как и Интернетом в целом, ветеран не пользуется и единственным доступным способом сообщить в УИК о своем желании проголосовать на дому стал бы телефонный звонок. Но телефон УИК в информационном буклете не указали. Располагаем доказательствами, что это не единичный случай.
Таким образом ветеран Великой Отечественной войны остался за бортом избирательного процесса и участия в выборах Президента РФ не принял.
Председатель Избирательной комиссии Астраханской области Владимир Яковлевич Золотокопов, когда узнал об этом, напомнил ветерану, что в буклете «указан номер телефона информационно-справочного центра ЦИК России, по которому можно было позвонить и передать заявление о голосовании».
Замечательно! Пусть до предела загруженная Центральная избирательная комиссия поработает за нижестоящие комиссии, раз те сами не могут обеспечить информацией избирателя!
Золотокоповв разъяснил ветерану, что о желании проголосовать вне помещений для голосования он мог «передать при содействии также других лиц».
Кого Золотокопов имеет ввиду под другими лицами? Членов семьи? А если они в командировке? Соседей? А вдруг вокруг такие же старики?
Но Золотокопов все же признал, что «неуказание участковой избирательной комиссией номера телефона комиссии в буклете является неполным информированием избирателя». Он заявил: «Участковой комиссии было указанно на данное обстоятельство и необходимости включения в информационные материалы всех сведений о комиссии».
Может быть следовало указать о «необходимости включения в информационные материалы всех сведений о комиссии» не после дня голосования, а до него.
Я слышал, что Избиркомом АО регулярно проводит обучение членов нижестоящих комиссий. Тем не менее, в УИК не знают о том, как информировать избирателей в информационных предвыборных материалах? Вот результат обучения?
Президент избран. В выборах участвовало граждан больше, чем обычно. Но явка могла бы превысить и имеющийся показатель. Если бы не огрехи в работе местного избиркома, то на одного проголосовавшего в Астраханской области точно было бы больше.
После дня голосования избирательный процесс сразу не заканчивается. Еще долго подводятся итоги, готовятся отчеты, в том числе и финансовые. Грандиозные средства списываются, например, как израсходованные на изготовление информационного буклета для избирателей. Кому интересно могут узнать точно, сколько стоил Избиркому Астраханской области заказ печати цветного буклета тиражом 355.000 экземпляров (типографский заказ № 20067).
Но, дорогой Владимир Яковлевич, зачем же надо было тратить народные деньги и типографскую краску на печать графы «Телефон участковой комиссии», если столь нужный избирателю номер телефона все же не указали?