Тамара Павловна Степанова – человек, для которого День Победы остается главным праздником всей жизни.
На её груди около 20 наград – боевых, юбилейных, партийных. Несмотря на почтенный возраст (1923 года рождения), она и сегодня подтянута, энергична, жизнелюбива. Тамара Павловна - неизменный участник всех мероприятий, посвященных памяти о войне. На встречах с друзьями активна, подвижна, дружелюбна.
Все переломные моменты XX века Тамара Павловна не просто проживала, а испытывала на себе. Предвоенное время строительства социализма, Великая Отечественная, восстановление страны после разрухи – всё это довелось пережить героической женщине. Были у неё в жизни любовь, дети, внуки и правнуки, боль и радость, и многие тысячи рабочих дней 45-летнего трудового стажа.
Тамара Павловна практически всю войну служила санитаркой, выполняла нелегкую, но необходимую работу, находясь, по ее же словам, «в подсобниках войны».
Отец Тамары Павловны воевал в конной армии Буденного и был на фронте уже с первых дней войны. Он погиб в битве под Сталинградом.
- В последней весточке, которую мы от него получили, - говорит Тамара Павловна, - он предчувствовал беду. «Сегодня конь пал подо мной, — писал он, — плохая примета. Завтра снова в бой. Не знаю, свидимся ли еще, дорогие мои». Не свиделись. Осталась мама одна — а нас трое. Но бытовые трудности были тогда на втором плане. Все рвались на фронт, и я тоже.
Когда началась война, я работала санитаркой в госпитале 54/69 в Астрахани.
Двух моих подруг записали на службу сразу же. Я призыву еще не подлежала, но пришла в комиссариат с боевым настроем. «Что же ты будешь делать на фронте, милая?» — поинтересовался комиссар. «Могу ухаживать за солдатами, петь им песни», — бойко ответила я. «Вот ты годик еще здесь попоешь, а потом придешь», — сказал он. Но я не унималась, ходила, настаивала. Очень уж хотела попасть на фронт.
В сентябре 1942 года на фронт ее все же взяли. Отправили на оборонительные позиции в Хулхуту рыть окопы и помогать раненым.
- В 43-м меня перевели в Астрахань, - продолжает Тамара Павловна. - Служила в госпитале, ухаживала за больными и ранеными. В этом госпитале служила до конца войны. День Победы встретила тоже здесь.
На вопрос о том, было ли страшно на войне совсем еще юной девушке, Тамара Павловна отвечает:
- Вот представьте себе, ничего не было страшного. Руку оторвало, ногу оторвало. Я подходила, делала перевязки. И как будто, это так было и надо. Страха никакого не было. Была жажда того, чтобы этому человеку было хорошо. Только и спрашиваешь: «Ну больно? Нет? А что тебе еще?» А в ответ: «Сестричка, дай попить в оды». А где ее в степи возьмешь?
Тамара Павловна была и остается убежденным коммунистом.
- Я при Ленине родилась, при Сталине воспиталась. Я при нем ничего плохого не видела. А что голод нас томил, так это не от него же зависело. Ни одну наценку на продукты не делал, и в 47-м году отменил карточки. Большой ему поклон. Сказали бы сейчас: «Воскресим Сталина», я бы на это две пенсии положила. Бескорыстный был человек. Была на похоронах его. Приехала я в Москву. Так у него звездочка на груди и стального цвета костюм. Больше ничего.
Муж Тамары Павловны - боевой офицер, танкист, закончил войну в звании майора. В мирное время дослужился до подполковника, умер несколько лет назад. Она всегда 9 мая ходит на его могилу с цветами. Их внук пошёл по стопам деда, отслужив в Вооружённых Силах России 27 лет.
Несмотря на всю тяжесть выпавших на долю этой женщины испытаний, она как будто стала от них только крепче. 70-летие Победы Тамара Павловна встречает в бодром расположении духа, надеясь, что еще не раз доведется отпраздновать ей этот главный в ее жизни праздник.