Диалектику в голове даже нынешним скопищем противоречий не удивишь, но сама-то голова, и особенно с возрастом и окружающим «садо-мазо», порой идёт кругом!..
Ну ккак же они орут! – в «плазме» ли, в «ящике». И ведь не только в «ток-шоу», но и в «новостях», и во всех прочих «телепродуктах»…
Помнится, как дед с бабушкой вечерком, под тиканье ходиков, перекидывались в картишки – нам, внучатам, любо-дорого было посмотреть. Теперь же играем в подкидного с телевизором, до одури! Ведь с кем поведёшься…
Признаться, поначалу споры вокруг Украины и Сирии «заводили»: стоило расслабиться и поддаться правилам телеигры – и накатывало переживание чуть ли не древнеримской «имперскости» (правда, хотелось заодно поесть чего-то более существенного, чем было на «обед», но ещё не опустевшая пачка сигарет сберегала «положительное эмоции»).
Но вот начались (и, кажется, так и не закончились) «охи» и «ахи» уже вселенского масштаба: кто же в ближайшие годы будет реально править миром – жена Клинтона или республиканец Трамп, он сам или «мировая закулиса ТНК?»! (Кто-то в «ящике» тогда схохмил: мол, а «Хилари» его знает!). И незаметно так, но игровое самоощущение римского плебея уступило место предвоенному, бодрящему беспокойству античного варвара. При этом исторически более поздние переживания колониальной участи, как и всё постыдное, было тут же (по заветам дедушки Фрейда) «вытеснено в бессознательное», хотя кое-что запечатлелось и в марксовом «классово-сознательном» (поди «посублимируй» разум, возмущённый в полный «релакс», при средней-то по больнице пенсии!).
Так или иначе, но сила воображения наших теле-«креаклов» и «завтра»- газетных и прочих «соколиных» Гераклов делают своё духоподъёмное дело. Правда, до того самого момента, когда очередное ночное бдение с двумя десятками витий и резонёров заканчивается без ложной скромности напоминанием: «С вами был Владимир Соловьёв!» (Разумеется, будет он с нами и завтра, и послезавтра и, может быть, до скончания постсоветского телевизионного века).
Бывает, просыпаешься как раз уже к дивным посиделкам – на «Первом» и на НТВ. Каналы эти, как и положено «при рынке», мелко и буржуазно конкурируют, то есть «токают» одновременно, но «параллельно пересекаясь» как тематически, так и физиономически. Непонятно, правда, когда же спят «игроки» и как успевают перебежать из одной студии в другую. И вообще, когда же они работают «по месту» прописки и собственно «живут?»
Тем временем пролетают и без того короткие, серые осенние деньки, да уже и зимние. Некогда и газеты почитать при дневном-то свете. Но это так, ворчания ради. Действительно, есть кнопка «выкл.», и спасение читающих – дело рук самих читающих.
Но ведь и в газетах недоумение: зачем на этих игрищах-говорильнях так много западных «коллег», заблудших «гостей из Киева» и «нашей» злопыхательской публики? Дали бы лучше рассказать – выговориться представителям Донбасса, беженцам с Украины, коммунистам, левым… китайцам, наконец! Слабо? Кстати, ни разу не отважились хотя бы «пролететь» над «Бермудским треугольником» взаимоотношений РФ, КНР и США. Чего боятся – «передружиться навек»?
В общем, такая хитрая обстановка в «масс-медиа», что «в чём дело, сразу не поймёшь». А просто Трамп прошёл? Нормальный белый «Вождь»… И можно перебивать, одёргивать и даже высмеивать его «либеральных» противников, но как бы при этом не видеть, что, в общей-то сумме «осмеиваемые» выкладывают на нашу бедную голову весь набор своего идеологического мусора. По большому счёту мы невольно лицезреем «купание красного коня» в болотной жиже русофобии и антикоммунизма. И не Россию слушает Запад, а по факту – Россия вынуждена слушать Запад, и у себя же в доме!
Преувеличиваю? Да уж лучше так, чем наоборот. Другое дело, что сдаёт чувство иронии и самоиронии, обычно в нашем климате долго не протягивающее. Недавно, вот, на НТВ исчерпала домашние заготовки и закрылась передача «Салтыков – Щедрин – шоу», а куда уж нам-то?..
После очередной словесно-ослиной «американской трагикомедии» почему- то сникло и наше либеральное газетное крыло. Последнее время брал «МК в Астрахани», и такое впечатление, что всё вольнодумие «комсомольцев» держится на карикатурах Алексея Меринова. Ну не прелесть ли: из головы «Фемиды на отдыхе», зрящей на Улюкаева в «плазме», отлетает пьяненько-табачное облачко с «титром»: «… ну ни хрена себе…» Но тут же под картинкой – явный признак потери «шутки юмора»: «Евгений Ясин про дело Улюкаева: «Вспоминается 1937 год».
Кстати (или не кстати), в первых телесообщениях о задержании Улюкаева отметился и А. Шохин: мол, ну не мог повестись на «какие-то два миллиона долларов» министр высокого, федерального экономразвития, полёта. Надо уметь, чтобы так «пожалеть» и «защитить». Справедливости ради, газеты давно уже писали о разногласиях «экономиста» Улюкаева с «финансистом» Силуановым (которым тут же заполнили информационную прореху).
Ладно, «нехай загнивають», а вот как наши, коммунарские и левопатриотические, газетные дела?
Пока гонялся по киоскам в поисках 121-го номера «Правды», поступившего почему-то уже после 123-го номера (хотелось дочитать огромную статью Ю. Белова об оппортунизме), «споткнулся» на статье Р. Вахитова в приложении к «Советской России»: о «вообще – модернизации» (когда-то в «АП» мы говорили и об этом «чуде»).
В советские благословенные времена публицисты умели говорить на эту тему: мол, мало кому приходит в голову, что можно ездить на старом трамвае и вспоминать при этом деревенскую езду на телеге, среди лугов и полей, а можно задыхаться от автомобильных выхлопов и вспоминать при этом о безобидной тряске в трамвае, и в этом задушевном и аккуратно-диалектическом роде. Но вот одна из западных «белокурых бестий» окинула орлиным взором бренную землю и ползающих по ней человечков – и гегелевско-марксово «развитие», капиталистическое, да ещё и неравномерное, предложил ускорить и выровнять посредством «модернизации» (осовременивания?) «Осовремененное на завтра становится уже «несовременным» и даже «традиционным», а потому не следует медлить и с «постмодернизации» и т.д., видимо, до какой-то новой и сверхновой выдумки. При этом выдумку «первой модернизации» мы уже пережили и не знаем, что делать с наступившей «постмодернизацией»… Зато мы знаем, что первая выдумка, как и все выдумки, делится на сакральное число «три» (что, видимо, и впечатлило «евразийское» воображение Р. Вахитова).
Сделайте глубокий вздох и подумайте сами. Вот эта « тройка», которая вынесла «человейник» (по А. Зиновьеву) к нынешнему его состоянию: «либеральная модернизация» (капиталистически развитые страны, т.е. англосаксы, французы и некоторые другие, «избранные»?); «фашистская модернизация» («среднеразвитые» Германия, Япония, Италия, Испания…); «коммунистическая модернизация» (конечно же, Россия и Китай!). Выдох!
Как и всякая простота, что хуже воровства, - запоминается «на раз»! И что самое прискорбное – не забывается даже «очень» умными людьми…
А мы ещё удивляемся и возмущаемся, что «либералы» приравнивают «коммунизм» (которого и не было, строго говоря) к «фашизму» (который был, и не сам по себе, а как непосредственное порождение капитализма – не простого, а «золотого», либерального).
Вот ещё один пример применения понятий «модерн» и «постмодерн» - правда, уже не по «теории модернизации; не по «смыслу», а по лексической привычке, по тяготению к яркому знаку чего-то, «красному словцу». В «Завтра» № 45 об одной из книг историка А. Фурсова пишут так: «Главным системным конфликтом современности Андрей Фурсов считает конфликт между «традиционным», «модернистским» государственно- монополистическим капитализмом (ГМК) и глобальной «корпоратократией» как новейшей и последней, уже «постмодернистской» формой капиталистического империализма – конфликт, который затронул весь мир, но с особой силой ударил по Советскому Союзу».
Закончим эту цитату уже в продолжении разговора – с собственно коммуно-марксистской проблематике в нашей печати. И без вымученных «хохм», разумеется…